Экс-губернатор Сергей Дарькин (слева) быстро трансформировался из подозреваемого в «неустановленное следствием лицо». Фото ИТАР-ТАСС
Картина с наказанием провинившихся чиновников и политиков в Приморье мало отличается от других регионов: и те и другие гораздо реже попадают под суд, чем того заслуживают. Посты покидают, как правило, «добровольно» – после сигнала руководства.Самый громкий период, когда чиновники пачками попадали под раздачу, относится ко времени правления экс-мэра Владивостока Владимира Николаева. Из его команды по статье ушли около десятка замов. Да и сам градоначальник получил четыре года условно за превышение должностных полномочий. Причина разногласий Николаева и его бывшего соратника по партии – экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина – вопросы собственности земель краевого центра и получение Владивостоком статуса официальной столицы края. Команду Дарькина тоже не миновали провалы – девять его замов ушли с постов со скандалами. Самым громким стал арест за взятку в 1,2 млн руб. вице-губернатора Александра Шишкина. При обыске его квартиры оперативники нашли в туалете чиновника коврик с портретом лидера ЕР Владимира Путина.
«Начинает дело, как правило, негласная команда вышестоящих руководителей. Но сначала о злоупотреблениях неофициально докладывают руководству скорее всего спецслужбы. А оно уже принимает решение, что делать, – говорит руководитель Владивостокского центра исследования организованной преступности Виталий Номоконов. – Но в этом механизме никто официально не признается».
Неприкасаемые личности в Приморье есть, а главным оберегом для них является, по мнению Номоконова, близость к людям из администрации президента. К таким относился и Дарькин, которому политологи на протяжении 11 лет прочили отставку. Даже после обыска в кабинете и коттедже главы края в 2008 году в рамках уголовного расследования многомиллионных махинаций с продажей объектов госнедвижимости он вышел сухим из воды. Для этого ему пришлось лишь, сославшись на сердечный приступ, на месяц «лечь» улаживать дела в подмосковный санаторий «Барвиха». В итоге из подозреваемого Дарькин трансформировался в «не установленное следствием лицо». В соцсетях и СМИ приморцы долго потешались над этим фактом. Не изменило ситуацию и признание бывшего вице-губернатора Николая Королева, прямо указавшего на куратора сомнительных сделок.
Забавной выдалась и карьера экс-главного федерального инспектора по Приморью Сергея Ломаева. Он занял это кресло несмотря на судимости, а покинул только после привлечения к уголовной ответственности за поддельный диплом о высшем образовании. Но и после скандала чиновник оказался в Дальневосточном полпредстве.
В отношении мэра Владивостока Игоря Пушкарева следственные органы несколько лет волокитили проведение доследственных проверок, а после того как истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, установили, что в его действиях были признаки мошенничества при отягчающих обстоятельствах. И тут же отказали в возбуждении уголовного дела за давностью. Факт мошенничества не повлиял на решение ЕР рекомендовать его в кандидаты на пост главы Владивостока в избирательную кампанию 2013 года, в которой он благополучно переизбрался минимальным числом избирателей.
Владивосток