В эпоху губернаторства коммуниста Николая Максюты (1997–2009) существовали два мощных полюса влияния на внутреннюю политику региона. Один располагался в Волгоградском обкоме КПРФ и персонифицировался в образе его лидера Алевтины Апариной, второй – в местном представительстве нефтяной компании ЛУКОЙЛ, интересы которой артикулировал первый вице-губернатор Юрий Сизов. С уходом Максюты с поста губернатора эти влиявшие на волгоградскую политику люди, по сути, оказались не у дел.
Недолгое губернаторство единоросса Анатолия Бровко в 2010–2011 годы хотя и было в целом неудачным, но позволило выдвинуться достаточно эффективным молодым менеджерам, которые впервые попытались отстроить внутреннюю политику региона по образу и подобию Управления внутренней политики администрации президента РФ. Символом такой перестройки стал первый руководитель регионального управления внутренней политики (УВП) Роман Созаруков. По словам неангажированных экспертов, его работа на этом посту была, пожалуй, самой успешной в новейшей волгоградской политической истории. «Жесткие и решительные технологии Созарукова по перезагрузке регионального политического пространства напугали очень многих влиятельных игроков. Региональная элита, сформированная в эпоху Николая Максюты, вздрогнула. В итоге зачистка Созарукова с поста шефа УВП в середине 2011 года, проведенная с помощью сфабрикованного уголовного дела, во многом предопределила отставку и губернатора Анатолия Бровко», – считает политолог Андрей Миронов.
У губернатора Сергея Боженова внутреннюю политику сначала курировал вице-премьер Алексей Бургучев, пришедший вместе с ним из астраханской мэрии, а затем первый вице-премьер Роман Гребенников, ранее возглавлявший Волгоград. Неформальными творцами волгоградской политики они так и не стали. Может быть, это связано не столько с их личными качествами, сколько со стилем руководства Боженова, который предпочитает не концентрировать политическое влияние в одних руках.
«Боженов предпочитает решать ключевые вопросы внутренней политики самостоятельно, поручая отдельные темы или проекты конкретным людям, иногда сознательно провоцируя соперничество между исполнителями этих проектов», – сказал «НГ» политолог Александр Стризое. В качестве примера эксперт привел недавнюю кампанию по выборам депутатов Волгоградской городской Думы: «С санкции Боженова сразу два первых вице-премьера областного правительства Роман Гребенников и Роланд Херианов, которые являются давними политическими конкурентами, возглавили предвыборный список единороссов. Они стремились поодиночке продемонстрировать личную эффективность в ходе кампании, тем самым работая на общий результат партии власти. В итоге «Единая Россия» выиграла выборы в областном центре с 37,5% голосов – лучшим результатом среди городов-миллионников».
Стремление Боженова распределить «серьги» политического влияния по всем «сестрам», не допуская концентрации этого ресурса в каком-либо месте за пределами кабинета губернатора, местные эксперты считают логичным и обоснованным. «В Волгоградской области много амбициозных и ненадежных политических игроков, к которым не стоит испытывать особого доверия, – считает политический эксперт Сергей Кротов. – Однако потенциал этих игроков иногда довольно серьезен, и губернатору необходимо его эпизодически использовать для решения своих политических задач. Поэтому технология временного делегирования ресурса политического влияния тем или иным местным акторам, а также создание ситуации, при которой они конкурируют между собой за расположение губернатора, представляется наиболее адекватной местным реалиям».
Волгоград