Китайские овощеводы снабжают зеленью весь край. Фото Reuters
Благодаря мощной экономике Красноярский край всегда был магнитом для мигрантов. Статистика свидетельствует: миграционные потоки в регион возрастают. По данным УФМС, в 2012 году в регион приехали почти 170 тыс. иностранцев. Это на 15% больше, чем годом ранее.Китай – главный поставщик рабочей силы для красноярской экономики из стран дальнего зарубежья. Но, согласно данным УФМС по Красноярскому краю, наибольшее количество граждан, оформляющих в регионе вид на жительство, в этом году прибыло из стран СНГ – Таджикистана, Азербайджана, Армении, Украины и Узбекистана. Работают мигранты в разных сферах, чаще всего на физически трудной и низкооплачиваемой работе. Иностранцев можно увидеть в лесной промышленности, на общественном транспорте, в строительной отрасли, розничной торговле и сельском хозяйстве.
Ужесточение миграционного законодательства заставляет все большее количество гастарбайтеров официально оформлять отношения с работодателями и с российским государством. За пять месяцев 2013 года в крае за патентами на осуществление трудовой деятельности обратились почти 10 тыс. иностранных граждан. Лидируют жители Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.
Сколько на берега Енисея гастарбайтеров прибывает неофициально, никто сказать не может. Но, например, в мае сотрудники УФМС вместе с полицией и региональным управлением УФСБ в ходе операции «Нелегал-2013» выявили 373 нарушения миграционного законодательства с участием граждан Южной и Юго-Восточной Азии. Среди нарушителей с большим отрывом идут представители КНР.
Незаконные мигранты пытаются проникнуть даже в города, доступ в которые для иностранцев запрещен или ограничен. В прошлом году большой резонанс вызвало задержание пятерых граждан Таджикистана, которые смогли пробраться даже на территорию Железногорска. В этом ЗАТО расположен один из столпов атомной отрасли России – горно-химический комбинат. А в Норильск – северную столицу края, куда доступ иностранцам также ограничен, – восемь нелегалов из стран СНГ в прошлом году пытались прорваться на снегоходах, но были пойманы. Как сообщили «НГ» в пресс-службе ГУ МВД по Красноярскому краю, в 2012 году иностранцами и лицами без гражданства было совершено 585 преступлений, причем 261 – из разряда тяжких и особо тяжких. В общей структуре криминальных проявлений в регионе это занимает всего 1,7%.
В регионе давно не было серьезных конфликтов на этнической почве, хотя отдельные стычки в криминальной хронике встречаются. Беспокойство у красноярцев вызывает нежелание мигрантов жить по российским обычаям. «Во времена моей молодости к нам в Сибирь приезжали сезонные рабочие из Средней Азии, которых мы называли грачами. Они лето работали, а потом уезжали. Они никого не напрягали, и мы относились к ним нормально, – вспоминает депутат Заксобрания края, эсэр Олег Пащенко. – Сейчас ситуация изменилась радикально: мигранты из стран СНГ уже устраивают целые анклавы, например, в Ленинском районе Красноярска. Многие из них ведут себя по отношению к коренным сибирякам дерзко и вызывающе. Красноярцы – народ гордый и долго терпеть этого не будут. Мы можем обойтись без мигрантов. Если же и разрешать трудовую миграцию, то ее нужно держать под жесточайшим контролем государства, чтобы не получить беспризорных беспредельщиков».
«Пока в Красноярском крае удавалось избегать публичного выплеска радикальных настроений в среде мигрантов, но это не значит, что спокойная ситуация будет существовать вечно, – считает политический аналитик Павел Клачков. – Местные бизнесмены, использующие мигрантов из Китая и Центральной Азии, извлекают сверхприбыли. Именно они должны быть ответственны за мирное сосуществование русского населения и приезжих».
Красноярск