Ямы на улицах Волгограда настолько привычны для местных водителей, что о них предпочитают шутить. Фото ИТАР-ТАСС
Не менее трети ДТП на волгоградских дорогах происходят по причине их неудовлетворительного состояния. Как правило, утверждают волгоградские автолюбители, эти случаи даже не фиксируются ГИБДД – помятый бампер, разбитая фара, небольшая вмятина в корпусе автомашины. Такие эпизоды возникают в результате неожиданных, вынужденных маневров водителей, которые провоцируются ямами на проезжей части и общим плачевным состоянием дорожного покрытия.Волгоградцы давно и твердо уверены, что хуже дорог, чем в городе-герое на Волге, нет в целом свете. Социологические опросы на протяжении последних 15 лет фиксируют устойчивое недовольство жителей состоянием трасс в городе и в регионе в целом, причем в последние пять лет плохие дороги называют в числе главных проблем Волгограда, ставя их, например, в один ряд с высокими тарифами на услуги ЖКХ. Некоторые остряки называют ямы на дорогах областного центра историческими достопримечательностями: «Это, похоже, воронки со времен бомбардировки Сталинграда, их надо беречь, а не закатывать в асфальт».
Истоки волгоградского бездорожья следует искать в середине 90-х годов прошлого века, когда губернатором области стал коммунист Николай Максюта. «Губернатор от КПРФ взял курс на последовательное урезание доли городского бюджета Волгограда в консолидированном бюджете области, из-за чего финансирование дорожного ремонта в областном центре неуклонно снижалось год от года», – считает политический эксперт Евгений Калинин. Максюта активно использовал бюджетную войну в политическом противостоянии с тогдашними мэрами Волгограда Юрием Чеховым и Евгением Ищенко, при этом главной целью бюджетных атак областного начальства становились именно дороги столицы региона. В итоге Максюта, Чехов, Ищенко из волгоградской политической жизни почти исчезли, а плохие дороги остались.
«Качество дорожного покрытия в областном центре стало во многом определять настроения в общественном мнении и соответственно динамику регионального политического процесса», – уверен политолог Александр Стризое. По словам эксперта, «качество дорог – это качество власти в регионе», по нему жители области отмечают для себя, есть ли позитивные изменения в их жизни или нет.
Впрочем, кроме как на власть, надеяться волгоградцам все равно не на кого. Существующие в городе общественные организации автомобилистов, по словам волгоградских экспертов, на практике оказываются не способными выполнять функции «дорожного профсоюза», а руководители этих организаций давно и прочно увлечены исключительно собственным пиаром.
Окончание очередной зимы пробуждает смешанные чувства у волгоградских автомобилистов. С одной стороны, тающий снег обнажает ужасного качества асфальт, вынуждая водителей брать невольные уроки экстремальной езды. С другой стороны – сохраняется надежда на то, что уж на этот-то раз очередной дорожный ремонт будет более успешным, эффективным и надежным, ведь Волгоград попал в число городов, где пройдет через пять лет чемпионат мира по футболу. «Чтобы успеть к 2018 году построить не только новый стадион, гостиницы и аэропорт, но и привести в порядок дороги, остается очень мало времени. Значит, ремонтировать улицы властям все рано придется», – считает волгоградский таксист Роман Камышников.
Волгоград