Во Владивостоке в придачу к многочисленным праворульным машинам есть и улица с левосторонним движением. Фото ИТАР-ТАСС
Единственное, что в Приморье объединяет всех, – это претензии к дорогам. Их ругают автомобилисты и пешеходы, чиновники и депутаты, эксперты и инспекторы ГИБДД. Техническое состояние автотрасс не везде соответствует присвоенной категории и требованиям по скорости, нагрузкам и безопасности движения. Основная часть дорог общего пользования – это III, IV и V категории. Дорог высших категорий лишь 2,8%. По данным 2010 года, чтобы привести в нормальное состояние дороги общего пользования, проходящие по населенным пунктам края, необходимо было заасфальтировать 222,8 км, для чего потребовалось бы 1,067 млрд. руб.Экс-директор Департамента дорожного хозяйства края Сергей Филь объяснил проблему так: «Развитие транспортной системы происходило непропорционально. Госинвестиции направлялись на производство и приобретение транспортных средств и их содержание, а на развитие транспортных коммуникаций средства не выделялись». В итоге, по мнению эксперта, значительная часть дорог имеет высокую степень износа.
По информации краевого ГИБДД, в 2012 году в Приморье произошло более 4,3 тыс. ДТП, в которых погибли 496 человек. Более 900 аварий, то есть почти четверть, произошли в тех местах, где дороги находятся в неудовлетворительном состоянии. Статистику не изменили ни многолетний губернаторский надзор за краевой программой «Дороги Приморья», ни подготовка Владивостока к саммиту АТЭС-2012. Обновленные дороги и новые трассы, построенные к форуму, напротив, привели к увеличению более чем на 21% числа ДТП. Причины не только в быстрой езде водителей, но и в плохо различимой или отсутствующей дорожной разметке, неудовлетворительном покрытии полотна, неработающем освещении и неустановленных дорожных знаках, в необустроенных пешеходных переходах. Бдительность автомобилистов местная власть испытывает отсутствием парковок, часто меняющимися схемами движения. В 2012 году мэр Владивостока Игорь Пушкарев удивил страну левосторонним движением, введенным на двух улицах. Идею градоначальник одобрил «в целях оптимизации дорожного движения и исключения пересечения транспортных потоков».
Автомобилисты, неустанно ругающие в соцсетях власть за «убитые дороги» и растущие штрафы, выходить на митинги не спешат, потому что понимают: плохие трассы – это хлеб для дорожных компаний, чиновников и полицейских. Личные «дорожные» проблемы предпочитают решать переговорами. По рассказам водителей, за серьезное нарушение без 50–60 тыс. руб. в бардачке «переговоры» с инспектором даже не стоит начинать.
«Чем громче заявления о безопасности движения, чем жестче санкции, тем больше денег автомобилисты будут оставлять на дорогах, тем выше будет уровень «довольствия» инспекторов ГИБДД», – считает руководитель Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко. Эксперт отмечает, что никакие реформы не изменили полицейских, во всех статистических отчетах ГИБДД – наиболее коррумпированная служба, превосходящая муниципалов и коммунальщиков. «Но подобные факты обнародуются только в вопиющих случаях, которые нельзя утаить, или когда дается команда проредить инспекцию», – резюмирует Сухаренко.
Владивосток