Борьба за промилле – в думском эфире. Фото РИА Новости
Две главные российские беды – дураки и дороги – согласно классическому пониманию, всегда предлагалось рассматривать отдельно. Однако, наблюдая год от года за попытками властей всех типов и уровней с помощью ужесточения законодательства повысить уровень безопасности дорожного движения, приходится признать: эти беды теперь действуют в нашей стране комплексно.Причем стоит отметить, что наиболее сильно съезжает в неадекватность тот, кто на борьбе с тяжелой ситуацией на дорогах еще и ухитряется пиариться. В последнее время этим усиленно занимаются прежде всего в Госдуме. Там вообще чуть ли не у каждого депутата свои рецепты наведения порядка. Но и правительство старается от народных избранников не отставать. Еще бы, ведь председатель этого самого правительства – Дмитрий Медведев и есть самый жесткий в стране преследователь дорожных пьяниц, хулиганов и прочих лихачей. Одно введение нулевого промилле чего стоит. Объясненное, если кто не помнит, якобы полной неадекватностью россиян. Дескать, они настолько бестолковые и незаконопослушные люди, что им нельзя позволять за рулем даже самую малую капельку законного алкоголя. А то, мол, рюмка за рюмкой, стакан за стаканом – и вот уже все отечественные дороги полны пьяных водителей, сбивающих друг друга, пешеходов и расположенные по обочинам ценные объекты недвижимости. Просто даже интересно, а как же такие психи вообще права-то смогли получить?
Как известно, Медведев продолжает сопротивляться отмене своего решения о введении нулевого промилле. И вообще громко требует чуть ли не пожизненного срока для тех, чья езда «под мухой» приводит к человеческим жертвам. Ну все, конечно, помнят видеоклип, как из подъехавшего к центру кадра черного-черного внедорожника вышел премьер в короткой – и тоже черной – кожаной куртке и начал пропаганду. Дескать, ужесточить таким негодяям наказание до предела. Кто же спорит, что карать пьяных водителей надо. Вот только с такими инициативами вообще-то не стоило бы выступать только после очередного наезда дорогой иномарки на автобусную остановку. А то ведь это и своего рода разжиганием социальной розни попахивает. Тем более что из правительства никакого конкретного законопроекта так и не вышло. По данным наших охотнорядских конфидентов, некоторые единороссы, которые тоже не прочь попиариться, все-таки убедили Медведева, что сыграть здесь должны они. И действительно, группа депутатов во главе с председателем комитета ГД по безопасности Ириной Яровой свой законопроектик таки написали, предусмотрев там 15 лет тюрьмы пьяным убийцам за рулем. Так что премьеру осталось только делать грозные напоминания, скажем, на своей встрече с депутатскими фракциями 22 января: «Я считал и считаю, что из парламента должна выйти наиболее жесткая версия этого документа». Ну а правительство в целом даже конфетки водителям кидает. Например, недавно прошла информация, что МВД предлагает повысить разрешенную скорость с 90 до 130 километров в час на хорошо обустроенных федеральных трассах. На которых и так все уже давно с такой скоростью ездят.
В свою очередь, в Госдуме есть и такая группа товарищей, которая сильно настаивает на отмене нулевого промилле. Причем ведет интригу так упорно, что ее отдельные представители уже тоже становятся как бы несколько не в себе. Вот вам первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков, который, кто не знает, одновременно является и одним из лидеров Общероссийского народного фронта. Хотя и состоит при этом во фракции, образованной партией «Единая Россия». Ее главой, для справки, и работает сейчас Медведев. А ОНФ держит под своей рукой президент Путин, который, кстати, единственный еще не потрясал перед народом собственными драконовскими поправками. Впрочем, Путину легче: что он не успевает или не хочет делать сам, тут же поручается кремлевской администрации, которая обычно добивается согласия со всеми своими предложениями.
Но об этом ниже. А пока снова к Лысакову, который свою уникальную ситуацию – свой среди чужих, чужой среди своих – использует на все сто. Думские источники, например, с восторгом описывали, как этот общественный деятель пользовался политическими аргументами в споре с теми, кто не желает повышать разрешенный уровень алкоголя в крови. Мол, Народный фронт вам еще покажет. Так что президентской администрации пришлось даже его успокаивать.
Кто-то скажет: а что, молодец Лысаков, правильную борьбу ведет. А то даже в нос перед поездкой себе капель от насморка не закапать, не говоря уж о бокальчике пива на обед. Может, конечно, и молодец, но вот интересно, а как он эту борьбу ведет? И тут открывается странная картина: оказывается, за возвращение ненулевого промилле Лысаков согласился стать формальным автором еще одного драконовского законопроекта, разработанного, по слухам, усилиями в основном МВД. Там и повышения штрафов за разные дорожные правонарушения предполагаются серьезные, и изъятие прав сроком до пяти лет, и введение системы штрафных баллов есть, и еще многое другое. Кто-то, может быть, опять скажет, что и правильно сделать очередное общее ужесточение, а то после предыдущих, которые регулярно проводились с 2003 по 2010 год, народ опять расслабился. Вон в развитых странах действуют жесткие кары, так там водители и ведут себя хорошо.
Впрочем, нередко бывает и так, что под пропагандистской завесой проводятся очень любопытные предложения. Вот тут стоит опять вспомнить о той коалиции думцев во главе с Яровой, которые с конца прошлого года обещали дорожным выпивохам трудные времена. Правда, в последнее время та же Яровая как-то поутихла. И оказалось, причина тому в приказе из кремлевской администрации переделать жесткий законопроект. Наказание в 15 лет оттуда теперь выброшено вовсе, сроки остаются нынешние: семь лет за смерть одного человека, девять – за двух и более. Введены в этих статьях Уголовного кодекса лишь нижние пределы, чтобы, значит, посадки точно были. А вот депутатская идея за нарушение нулевого промилле не только лишать прав, но и брать штраф в 50 тыс. руб. была хотя и поддержана, но скорректирована в сторону уменьшения денежной части. И действительно, если в КоАПе записано просто лишение прав, то нечестный гаишник может требовать себе в карман, по сути дела, любую сумму. А вот когда прописан четкий штраф, то по традиции брать больше него уже нельзя.