0
1938
Газета НГ-Политика Интернет-версия

19.02.2013 00:00:00

Ходят слухи

Дума Охотный

Об авторе: Дума Охотный - обозреватель "НГ".

Тэги: дума, законы


дума, законы «Диктатура закона» в нижней палате парламента была воспринята чуть ли не буквально: мол, что нам надо, то людям и продиктуем.
Фото PhotoXPress.ru

Проекты законов в Государственную Думу от «субъектов законодательной инициативы» поступают, конечно, неравномерно. Допустим, в какой-то день от президента, правительства, высших судов страны, самих депутатов и сенаторов, а также от региональных парламентов на Охотный Ряд может прийти свыше двух десятков документов, а в другой – всего-то пара-тройка бумажек. В общегосударственные праздничные дни законотворческая активность тех, кому она разрешена, понятное дело, сокращается практически до нуля, ну а во время думских каникул – и говорить нечего. Хотя если разбросать все попадающие в ГД законопроекты в целом на год, то на каждый день из 365 существующих приходится никак не меньше пяти, и все эти инициативы извне – за малым исключением – поправки в уже действующие законы. Власти почти совсем не стремятся законодательно оформить какое-то новое общественное явление, предпочитая или дополнять количество своих полномочий, или увеличивать силу их воздействия на людей, или ужесточать наказание за игнорирование такого воздействия.

Впрочем, когда изредка все-таки делается попытка сотворить по-настоящему новый закон, то почти всегда происходит скандал. Свежий пример известного изречения Виктора Черномырдина «какую партию не создавай, получается КПСС» – это намерение Совета Федерации подарить обществу современное законодательство о добровольческой деятельности. Движения волонтеров в самых немыслимых сферах человеческой активности – это, конечно, во многом следствие повышения уровня жизни в крупных городах настолько, что у их жителей появилась возможность делиться добром с менее удачливыми согражданами. А еще и лавинообразное развитие Интернета, которое в нашей стране власть тоже может поставить себе в заслугу, стало просто находкой для самоорганизации добровольцев. Однако, несмотря на огромное «спасибо» родному государству от всех помогающих и помощь получающих, это вряд ли ему дает право превращать волонтерство в некую формализованную профессию. А ведь именно в этом коренной смысл «сенаторского» законопроекта, якобы подготовленного в сотрудничестве с общественностью, правда, непонятно, с какой, но, похоже, точно не с волонтерской.

То, что волонтерство – это чаще всего совпадение душевного порыва человека с его определенными материальными и физическими возможностями, в данном проекте как раз игнорируется изначально. Это и понятно: выход на Болотную или избирательные участки в качестве наблюдателей власть делом добровольным ни в коем случае признавать не собирается. Подозрительно она, похоже, относится и к несанкционированной благотворительности. А иначе зачем же в документе всего один раз говорится о волонтерском объединении, а затем в основном упоминается лишь волонтерская организация – очередная НКО, куда, судя по всему, и должны войти изобретенные сенаторами некие «координаторы добровольцев». То есть профессиональные посредники между заказчиком – обычно государством – и некими нанимаемыми на добрые дела людьми. Обязательно предварительно в этом качестве зарегистрированными и с «личными книжками». Любопытно, кстати, что волонтеров загоняют именно в НКО, которые, напомним, контролируются государством гораздо жестче остальных общественных структур. И делается это уже не в первый раз: тот же принцип применен в законе о студенческих стройотрядах и даже о казачестве. Где он вообще доведен до абсурда. Потому что казаками считаются не те граждане, которые себя по разным причинам к таковым относят, а лишь те, которые вошли в соответствующую НКО.

Вот до чего довела страну произнесенная в свое время с самого верха власти неосторожная фраза о «диктатуре закона», которая на ее более низких этажах была воспринята буквально. Мол, чего нам надо, то людям и продиктуем. Тем более что слова с того же самого верха о желательности понимать эту фразу более абстрактно, к сожалению, периодически опровергаются делами вроде пресловутого «закона Димы Яковлева». Импульс циничности от которого, естественно, передается по всей вертикали. Недаром на любом из ее уровней сейчас наиболее популярны предложения об изменении – обычно в одну и ту же сторону – Уголовного кодекса, КоАПа, всяческих законов, описывающих полномочия и возможности органов власти. Это с одной стороны, а с другой – предписывающих отдельному человеку или какому-то сообществу людей правила поведения, дополнительные обязанности по отношению к государству и так далее.

Все это и является четким симптомом того «законотворческого безумия», которое в последние годы охватило всю российскую власть. Наиболее дальновидные ее представители уже бьют тревогу. Например, один из них поделился с «НГ-политикой» своими озабоченностями, уже, кстати, по его словам, отправленными в высшие инстанции: «Бесконечное изменение действующих законов подрывает авторитет государственной машины, причем у всех без исключения слоев населения. Например, сторонники режима очень огорчаются, что власть такая недальновидная либо нерешительная, ну а его противники – или радуются отступлениям государства от прежних решений или, наоборот, кричат о наступающих репрессиях». Впрочем, другой собеседник «НГ-политики», сам причастный к недавним отдельным корректировкам законодательства, которые вызвали много шума, смысл всего этого описывает стихами классика: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». То есть, дескать, раз авторитет власти падает, то поддержать его можно лишь постоянным ее напоминанием о себе. Любителям пушкинских цитат, правда, стоит освежить в памяти конец этой строфы, в которой, как известно, утверждается, что те, которых заставляют кого-то уважать, все время думают про себя: «Когда же черт возьмет тебя!»

И действительно, на нынешнюю законотворческую маету власти явно грядет столь же неадекватный ответ граждан. Первые его признаки уже проявляются – это поголовное стремление всех не исполнять никаких законов. Ну а вот когда, наконец, заработает механизм подачи через Интернет общественных инициатив, подкрепленных всего-то сотней тысяч подписей, государство имеет шанс огрести снизу по полной программе. И тогда вполне культурные попытки поднять народ на поддержку как бы закона о роспуске Госдумы будут вспоминаться как детские шалости. То есть в ответ на недоверие власти к гражданскому обществу или даже, если более точно, в ответ на ее неверие в его существование оно, это самое гражданское общество, которое все равно в том или ином виде в России есть, ответит таким же острым недоверием к власти. И хорошо еще, если вообще не усомнится в ее реальном существовании. Так что витают в уже почти весеннем воздухе готовности к «петициям» о ежегодных перевыборах президента, децимации депутатского корпуса по итогам каждой сессии, уголовном преследовании чиновников за хорошие ботинки, пересаживание полиции с иномарок на самокаты и так далее. Короче говоря, на ваши поправки ответим нашими. Да еще, как у нас водится, с прибором. Вот только вряд ли в такой обстановке у кого-то останутся силы и время думать о модернизации страны и прочих теоретически правильных и нужных вещах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1642
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1024
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
740
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1014

Другие новости