Салтыков-Щедрин сказал: как только начинают говорить о патриотизме, значит, хотят еще больше воровать. Это первое. Все, что чиновники говорят на эту тему, – чистое лицемерие, это второе. Если бы они были патриотами, они бы своих детей не посылали учиться за границу, у Путина по крайней мере дети там бы не жили, Лавров бы в Колумбийский университет свою дочь не устраивал, депутат Исаев не покупал бы недвижимость в Германии, и так далее. Если они такие западоненавистники, так пусть деньги хранят в рублях, а не в долларах, франках и евро, как они это делают. Поэтому все их разговоры гроша ломаного не стоят. Настоящий патриот никогда о патриотизме вслух не говорит. Чиновник должен демонстрировать патриотизм на государственном уровне очень просто: он должен думать не о себе, а о гражданах – это главное. Патриотизм – это служение людям, а не себе. А также он не должен воровать и врать, вот тогда он будет настоящим патриотом.
Даже элементарный вопрос о пересадке чиновников на отечественные машины, по которому я являюсь, наверное, самым большим специалистом, не реализовался. Моя инициатива 15-летней давности по пересаживанию чиновников на «Волги» уже бородой поросла, я исходил из того, что если ты тратишь свои деньги, ты можешь ездить на Bentley, Mercedes, Lamborghini, на Porsche Cayenne – на чем хочешь. Если же ты тратишь деньги российских налогоплательщиков, то вообще неплохо было бы озаботиться отечественной промышленностью. Вот поэтому я и предложил тогда доказать свой патриотизм покупкой отечественных автомобилей.
Должен сказать, инициатива сначала была сильно поддержана: Лужков пересел на отечественный автомобиль «Юрий Долгорукий», 80% чиновников в стране пересели, но потом инициатива провалилась. Это произошло из-за Ельцина, потому что он, подписав указ о пересадке, сам продолжал ездить на Mercedes. И это тоже такая характерная российская история, когда законы начальство пишет не для себя, а для остальных людей. И когда чиновники поняли, что сам Ельцин указ выполнять не собирается, они, естественно, тоже решили с этим дискомфортом, который испытали сидя в «Волгах», «Юриях Долгоруких» и других отечественных машинах, потихонечку покончить. Путин трижды, я подчеркиваю, трижды пытался реализовать мою инициативу, но без ссылок на меня, естественно: в 2007-м, 2009-м и в 2011 году. Он подписывал постановления правительства, указы, сам ездил на «Ладе Калине» по трассе Чита–Хабаровск. Итог: полный провал инициативы. У Сергея Миронова, кстати, один из самых дорогих автомобилей Mercedes, больше миллиона долларов стоит.
Но сейчас ситуация гораздо лучше, чем в 1997 году. Сейчас машины иностранных фирм собираются в России, в том числе хорошего качества: огромное количество марок BMW, Volkswagen, Volvo, поэтому пересесть на отечественные машины сейчас гораздо проще, чем 15 лет назад, но даже на это они не способны. Путин даже в день Победы над Германией ездил на немецкой машине.