Жители Челябинской области сейчас могут получить госуслуги или в 12 специальных многофункциональных центрах, или при помощи сразу двух интернет-порталов. Помимо федерального сайта электронного правительства в регионе действует и собственная площадка 74.gosuslugi.ru.
Единый портал государственных услуг уже осваивается жителями Челябинской области. Социологическое исследование, проведенное по заказу регионального Министерства информационных технологий и связи в августе 2012 года, показало, что 23,8% жителей Южного Урала уже пользовались Порталом госуслуг. По данным на конец августа с.г., на Едином портале зарегистрировано 23 995 личных кабинетов южноуральцев (активировано – 11 363). Среди пользователей портала в равном процентном соотношении преобладают различные возрастные группы. Примечательно, что в сравнении с 2011 годом в 2012 году увеличилось количество граждан, зарегистрированных на сайте gosuslugi.ru (с 3,6 до 5,8%), также значительно снизилось количество респондентов, не знающих про существование сайта gosuslugi.ru (с 81,1 до 59,3%). Министр информационных технологий и связи Челябинской области Дмитрий Тарасов считает, что Челябинск является лидером среди территорий региона по использованию интернет-ресурсов государственных услуг. «Сейчас на Едином портале доступно 25 муниципальных услуг, до конца этого года будет переведено еще пять», – отмечает Тарасов. Министр призвал активизировать освоение электронных услуг 10 отстающих территорий региона.
Наиболее популярными услугами, оказываемыми в электронном виде на портале 74.gosuslugi.ru, стали получение загранпаспорта, оплата штрафов ГИБДД, проверка состояния лицевого счета в ПФР, проверка пенсионных накоплений, налоговых задолженностей. Южноуральцы охотно подают через Интернет налоговые декларации, получают информацию по исполнительным производствам. На сайте есть две формы регистрации: простая – позволяет записаться на прием к врачу, и стандартная, которая помимо названных позволяет воспользоваться еще 3 тыс. госуслуг. Однако для регистрации стандартной версии личного кабинета на сайте кроме заполнения всех форм необходимо еще получить код активации на почте или у оператора связи (на выбор по усмотрению пользователя). Так что в офлайн все же выйти придется…
Кроме Единого общероссийского и регионального интернет-порталов в регионе действует 12 многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг. Они оснащены информационными системами, интегрированными с областной системой межведомственного взаимодействия и Единым порталом. Из МФЦ регулярно запрашиваются сервисы федеральных органов власти, в первую очередь Федеральной налоговой службы и Росреестра. Также к Порталу государственных услуг на Южном Урале области можно получить доступ и при помощи 40 информационных киосков (инфоматов). По словам депутата регионального Законодательного собрания Александра Мотовилова, 1 января 2013 года в ст. 52 Жилищного кодекса РФ будут внесены изменения, согласно которым госуслуги гражданам будут предоставляться по принципу «одного окна». После принятия поправок в закон, считает парламентарий, сроки сбора документов для получения земельных участков и квартир сократятся с месяца до нескольких недель или дней.
Член правительственной комиссии по электронному правительству, сенатор от Челябинской области Руслан Гаттаров считает, что в регионе уже немало сделано для развития этого проекта. «Сайт госуслуг, например, облегчил процесс получения заграничных паспортов, поиск задолженностей по налогам и штрафам. Дал возможность не только найти, но и оплатить услуги, не отходя от монитора, – заявил «НГ» Гаттаров. – Но о каких-то серьезных изменениях говорить пока рано, хотя даже взять талон на прием к врачу теперь можно, не выходя из дома. Очень важно двигаться дальше». Следующим шагом, по мнению сенатора, должно стать создание единой базы данных. А для этого, уверен Гаттаров, нужно отстроить процесс обмена информацией между ведомствами, чем сейчас и занимаются в регионе.
Челябинск