Заключенным важно наладить с охраной взаимовыгодные отношения.
Фото PhotoXPress.ru
Донской УФСИН ведает пятью следственными изоляторами и 13 колониями, включая женскую и воспитательную для несовершеннолетних. В исправительных учреждениях Ростовской области отбывают наказание примерно 21 тыс. заключенных. Еще примерно 4 тыс. человек дожидаются решения суда в СИЗО.
Старейшим исправительным учреждением в регионе является ростовское СИЗО № 1, более известное в народе как Богатяновский централ или «Первый светофор». Как утверждают историки, оно было построено в 1768 году по указу Екатерины II в виде буквы «Е», взятой якобы из имени императрицы.
В разное время в застенках Ростовского централа томились такие известные люди, как один из основателей Первой конной армии Борис Думенко, командующий 51-м армейским корпусом вермахта генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах, серийный убийца Андрей Чикатило и полковник Российской армии Юрий Буданов. Еще несколько лет назад в здании СИЗО-1, рассчитанном на тысячу человек, порой содержалось до 4,5 тыс. арестованных, которым из-за нехватки мест даже приходилось спать по очереди. Сегодня условия содержания заключенных приведены в соответствие с нормативами.
Почти при каждом исправительном учреждении региона созданы рабочие цеха. С «тюремного конвейера» сходит более сотни наименований: от нижнего белья до двухъярусных кроватей. Не раз донские тюрьмы получали спецзаказы государственной важности, изготавливая избирательные урны и кабинки для голосования для выборов президентов России и Украины. В 2011 году в Батайской колонии открыли кондитерский цех – заключенные пекут печенье «Орешки» со сгущенкой. А буквально на днях пресс-служба областного УФСИНа сообщила, что арестанты Новочеркасской колонии строгого режима построили на базе «уазика» вездеход, способный передвигаться не только по земле, но и по воде. Заключенные модернизировали «УАЗ» после того, как руководство УФСИНа поставило перед ними задачу – разработать внедорожное дешевое в эксплуатации плавающее транспортное средство повышенной прочности. На раму автомобиля установили понтонные баки, заполненные нетонущим материалом, а для обеспечения хода сконструирован винт, получающий вращающий момент от мотора через гидравлический привод.
Но многие заключенные, даже находясь за решеткой, продолжают совершать преступления. В августе было возбуждено уголовное дело в отношении двух арестантов колонии строгого режима
№ 11, которые, представляясь по телефону сотрудниками Следственного комитета, шантажировали чиновников, угрожая им неким компроматом. За невозбуждение уголовных дел организаторы аферы требовали перечислить на банковскую карту по 200–300 тыс. руб. Причем требования мошенников выполнили главы Морозовского и Орловского районов Ростовской области, Кореновского района Краснодарского края, Котельниковского и Урюпинского районов Волгоградской области.
Волнения в донских исправительных учреждениях происходят нечасто. Хотя то и дело «из-за колючки» в СМИ просачивается информация о массовых недовольствах условиями содержания. Последний серьезный инцидент произошел в июне 2008 года в исправительной колонии общего режима № 10. После досмотра личных вещей более 300 арестантов заблокировали выход сотрудникам колонии с требованием вернуть изъятые предметы, среди которых были сотовые телефоны и фирменный спортивный костюм одного из заключенных. Когда охранники отказались, осужденные, вооружившись выломанной арматурой и хозинвентарем, совершили нападение на сотрудников колонии. Подавить бунт удалось только бойцам ОМОНа. В результате пострадали 18 сотрудников колонии, восемь из которых были госпитализированы. В медсанчасть за помощью обратились 14 осужденных, 10 из которых лезвиями от бритвенных станков сделали себе порезы в области предплечий. По данным облпрокуратуры, действия сотрудников колонии признаны правомерными.
Иногда заключенные и охранники ухитряются наладить друг с другом и взаимовыгодное сотрудничество. Так, несколько лет назад сотрудники Константиновской колонии организовали для двух осужденных рецидивистов интимные свидания с женщинами. Для конспирации встречи оформлялись на других осужденных. Еще один факт неравных условий отбывания наказания был зафиксирован в июле 2011 года в колонии в городе Каменск-Шахтинский. Трое осужденных жили в уютной комнате площадью 15 кв. м с иконостасом и аквариумом, а за стенкой 100 человек отбывали наказание в помещении площадью в 150 кв. м с двухъярусными кроватями. По итогам проверки 16 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности. К слову, похожие случаи были выявлены еще в пяти колониях области.
Ростов-на-Дону