Декабрь 2011 года стал в судьбе нескольких тысяч красноярцев временем гражданской активности. Причем во многом она была связана не только с сомнительной чистотой госдумовских выборов. В рядах митингующих «За честные выборы» можно было увидеть немало людей, закаленных в экологических боях. В декабре акции оппозиционеров проходили без особой идеологической начинки, но с мощным драйвом. Но уже на акции 4 февраля было заметно, что протестное движение в Красноярске распалось на несколько ручейков.
«Безусловно, столичные события вдохновили на акции протеста часть красноярской публики, которая раньше чуралась политики, но по большому счету к марту эта активность сошла на нет, – полагает депутат горсовета Красноярска, один из лидеров общественной организации «Союз коммунистов» Андрей Селезнев. – Это произошло, потому что ничего, кроме протеста против существующей власти, у этих товарищей за душой не было. Лично я и мои единомышленники еще 4 февраля на нашем митинге попытались предложить позитивную программу, но эта попытка не переломила тренд отрицания. Тем не менее и наш «Союз коммунистов», и сетевые структуры, в которых я участвую, планируем в будущем не только проводить акции протеста, но и предлагать программу позитивных действий, способных заинтересовать красноярцев».
После президентских выборов изменилось и отношение власти к протестующим. До 4 марта особых проблем с организацией акций протеста не было, но уже 10 марта антипутинцам надо было проявить изрядную фантазию, чтобы обойти запрет на проведение митинга против результатов выборов. Нескольким десяткам активистов пришлось устраивать одиночные пикеты на расстоянии 50 метров друг от друга. Как уже писала «НГ», наиболее последовательная часть красноярской несистемной оппозиции намерена создать в ближайшее время некую новую партию регионов (см. «НГ» от 12.03.12). Первым шагом новой структуры станет издание газеты с рабочим названием «Я переживу Путина!».
Эксперты не склонны переоценивать протестный потенциал новых оппозиционеров. «Московские протесты создали некую моду в регионе, это веяние, легкий прикольный трендик. В этом движении нет надрыва, нет фанатизма, – подчеркивает политический аналитик Павел Клачков. – Попытки некоторых местных активистов создать себе собственную жесткую секту на основе московского протестного креатива проваливаются. Изменить всерьез политическую ситуацию в регионе данные явления вряд ли способны. Но вот разнообразить жизнь, повеселить публику – возможно. Фактически мы имеем дело с атрибутом, с новым видом развлечения, а далеко не с суровыми борцами с «кровавым режимом».
По мнению одного из самых заметных активистов красноярского оппозиционного движения телеведущего Владимира Перекотия, сейчас «декабристы» находятся на перепутье. «Безусловно, победа Путина повергла многих в нокдаун, но не думаю, что это фатально для тех, кто почувствовал вкус свободы. В меня определенный оптимизм вселило большое количество людей, которые, как и я, 4 марта провели на участках в качестве наблюдателей, – заявил он «НГ». – Сейчас ищутся новые пути. Мне кажется, что наиболее перспективны два направления: просвещение тех, кто мало информирован о происходящем в стране, а также стратегия конкретных позитивных дел. Уверен, что и пресловутая проблема лидерства со временем будет решена. В Красноярске, хоть здесь и градус недовольства заметно ниже, чем в столицах, есть люди, потенциально способные возглавить протест».
Красноярск