Тень подозрений в том, что несистемные активисты "слили протесты", витает в гражданском обществе.
Фото Reuters
Будущее российской политической системы как никогда туманно. Президентская кампания доказала, что стратегия «За честные выборы» успехом не увенчалась. Поскольку более честными выборы, по расхожему мнению, так и не стали, а оргкомитет объявил о завершении цикла трехмесячных акций протеста. Тем временем по СМИ прокатилась волна материалов, нелестных для оппозиции, общий смысл которых таков: она (оппозиция) «слила протесты», пора менять лозунги, лидеров и так далее.
Однако рядовые граждане, выходящие на площади в защиту «Честных выборов», вопрос о смене лозунгов восприняли с некоторым недоумением – о какой новой программе идет речь, когда старая еще не выполнена?
Во время митинга на Новом Арбате (10 марта), который оказался менее многолюдным, чем предыдущие акции, организаторы сместили акценты. И приняли резолюцию в поддержку бизнесмена Алексея Козлова, а также предоставили слово муниципальным депутатам от оппозиции Вере Кичановой, Константину Янкаускасу и Максиму Кацу. Всем троим – немногим больше 20 лет. Хотя ребята выступили хорошо, в комментариях к их выступлению в Сети немалое количество блогеров недоумевало: стоило ли делать победу нескольких столичных оппозиционеров одной из главных тем мероприятия?
Однако протест не помог – в минувший четверг Алексея Козлова приговорили к пяти годам тюрьмы. А в тот же день вечером телеканал НТВ показал фильм, дискредитирующий российскую оппозицию. Это вновь всколыхнуло гражданский протест – российский Twitter заполонил хэштегом «НТВлжет». А несогласованный митинг российской оппозиции в субботу разом превратился в антиэнтэвэшный. Корреспондент «НГ» стал свидетелем того, как съемочную группу канала зажали в кольцо презрения разгневанные участники акции. Однако оправдываться за снятый фильм энтэвэшники не стали. Оператор телеканала Тимур Воронов заявил присутствующим, что независимым его канал никогда не был. А операторам что велят, то они и снимают: «Вот у вас тут, кроме г...на, и снимать-то нечего!»
Этот митинг 17 марта, хотя и не удивил собравшихся своей массовостью, стал примером реакции людей на недавние действия властей и был созван практически стихийно. А пикеты в воскресенье у телецентра «Останкино» вообще закончились массовыми задержаниями: в ОВД оказались десятки человек, включая Бориса Немцова и Сергея Удальцова.
Продолжающиеся в стране события свидетельствуют о том, что митинги «За честные выборы» не дали результата, а оппозиционные лидеры «слили» протест, считают некоторые рядовые оппозиционеры. Лидер движения «РосАгит» Вадим Коровин назвал главной ошибкой то, что «Рыжков и другие увели 10 декабря людей на Болотную». Сами «обвиняемые» эти претензии в категорической форме отвергают. Борис Немцов в беседе с «НГ-политикой» заявил, к примеру, что те, кто распускает подобные слухи, либо дураки, либо провокаторы.
Завсегдатай оппозиционных митингов, студентка Дарья Гармоненко в беседе с корреспондентом «НГ-политики» пожаловалась на VIP-зоны на протестных акциях: «Это позор! Это антидемократично и противоречит самой основе демократии, где лидеров выбирают как лучших среди равных. Если они боятся быть среди своих сторонников, может быть, они недостойны быть нашими лидерами?» Ее недоумение поддержала и член «Солидарности» Юлия Казакова, заявившая, что они (VIP-зоны) допустимы только для инвалидов, но не для лидеров. Но это, по ее мнению, не самая главная проблема. Оппозиции надо определить дельнейшую стратегию поведения: «Нельзя звать людей просто по принципу «а давайте придем», это неправильно».
Не исчерпали ли себя митинги в целом? Не стоит ли и вправду сосредоточиться на местных проблемах, к примеру, на создании каких-либо районных ячеек демократических организаций или на организации ТСЖ? Ведь именно к этому, по сути, призвали сейчас некоторые оппозиционные лидеры.
Зампред молодежного «Яблока» Николай Кавказский в беседе с «НГ» заявил, что отказываться от митингов полностью нельзя, но и проводить их чересчур часто тоже не стоит: «Люди выходят, но не знают, что делать дальше, – из-за этого и масштаб протестов уменьшается, и вина лидеров оппозиции усматривается».
То, что протесты в их нынешнем виде себя исчерпали, подчеркивается и в недавнем докладе Центра стратегических разработок (ЦСР). Напомним, прошлой осенью ЦСР совместно с Российской академией народного хозяйства представил нашумевший доклад об угрозе политического кризиса в России, многие прогнозы которого сбываются с поразительной точностью.
Власть, как считает глава ЦСР Михаил Ремизов, «находится в поле тенденции падения доверия, эта тенденция никуда не исчезла, она распространяется на новые группы населения, и в таких ситуациях свобода маневра у любой власти обычно сужается». «Как бы то ни было и что бы власть ни сделала, никаких более утешительных для нее вариантов нет, – уверен эксперт. – Это проблема Горбачева конца 1980-х, проблема Ельцина конца 1990-х, и здесь российской власти не позавидуешь. Она вынуждена маневрировать в очень узком коридоре, и это коридор, не имеющий оптимальных решений».
Аналитики сравнили российские проблемы с занозой, которую загнали глубоко под кожу. Вместо того чтобы вынуть. И отсутствие многочисленных митингов протеста вовсе не означает, что угрозы нарыва не существует.