На протяжении двухлетнего президентства Дмитрия Медведева становится все очевиднее, что преемственность политического курса своего предшественника Владимира Путина проработана у него до мелочей. Она просматривается буквально во всем. Глава государства старается не отставать от премьера даже в использовании крылатых выражений, хотя и собственного изобретения. По данным системы «Медиалогия», подготовленным по заказу «НГ», за два года президентства Медведева его афоризмы прозвучали в прессе более 400 раз (см. график).
Правда, изобретенные Медведевым фразы по стилю все же несколько отличаются от путинских. Они в отличие от словечек его предшественника не носят столь открытого жаргонного характера. Хотя порой с уст Медведева все же срываются эмоционально окрашенные реплики. Одна из последних перекликается с первым фирменным высказыванием Путина, произнесенным им в 1999 году во время предвыборной кампании. Отвечая на вопрос о преследовании террористов, он заявил тогда: «Мы будем преследовать террористов всюду. Если в туалете поймаем, то и в сортире их замочим». Медведевская версия этого крылатого выражения: «Действовать по всей поляне». На встрече с руководителем ФСБ Александром Бортниковым 8 января, рассуждая о том, какая должна быть политика на Северном Кавказе, он заявил: «Нужно методично действовать по всей поляне, если где-то появился след, значит, нужно искать их и уничтожать».
Накануне нового года на заседании комиссии по модернизации глава государства осадил руководителя госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, попытавшегося возразить президенту: «У меня не реплики, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, – в граните отливается». В свое время Путин подобным образом призвал к порядку нового министра образования и науки Андрея Фурсенко: «Сюда нужно смотреть и слушать, что я говорю».
А вот по поводу отношения к бизнесу лидеры страны в своих крылатых выражениях несколько разошлись. «Перестаньте кошмарить бизнес», – потребовал Медведев летом 2008 года на совещании по развитию малого и среднего бизнеса в Смоленской области. Кстати, это было самое популярное его высказывание за последние два года. Пресса процитировала его в 50 сообщениях. Путин в свое время относился к бизнесменам менее бережно. Весной 2003 года, говоря о российских олигархах, которые быстро разбогатели после краха Советского Союза, он заметил: «Надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место». А на последней прямой линии с народом Путин и вовсе осадил олигархов за их неуемное желание демонстрировать свое богатство: «В советское время в некоторых кругах так выставляли свое богатство напоказ: модным было у некоторых людей вставлять золотые зубы, причем желательно передние, чтобы показать уровень своего благосостояния. Вот Lamborghini и прочие дорогие финтифлюшки – это и есть те самые золотые зубы».
Впрочем, в оценке своего мироощущения на высших постах в государстве Путин и Медведев, судя по всему, не слишком далеки друг от друга. Так, в 2007 году на большой пресс-конференции Путин заявил, что он «абсолютный и чистый демократ». «Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая, – начал тогда издалека глава государства, – в том, что я такой один. Других таких в мире просто нет. Посмотрим, что творится в Северной Америке. Ужас один. Пытки. Бездомные. Гуантанамо. Содержание под стражей без суда и следствия. Посмотрите, что происходит в Европе. Жестокое обращение с демонстрантами, применение резиновых пуль, слезоточивого газа. То в одной столице, то в другой убийство демонстрантов на улице. Я про постсоветское пространство вообще уже не говорю». «После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем», – посетовал Путин. Медведев, рассказывая о своих ощущениях на президентском посту, заметил: «Вы знаете, скажу так. У меня нет ощущения, что я превратился в человека, который подсел на публичность, как на наркотик.
Есть же такой тип политиков, которых принято называть political animal («политическое животное»). В себе я пока этого явно не почувствовал. Хоть я и Медведев, но в этом смысле животным я пока не стал. Это точно».
К проблеме демографии Путин и Медведев подошли каждый по-своему. В 2004 году Путин заявил: «А как только успокоенность к гражданам начнет приходить, то отсюда будут появляться и дети». Четырьмя годами позднее Медведев эту мысль развил: «Проблемы с демографией настолько тяжелы, что заниматься ими каждый день – тоже мало. Нужно – еще и каждую ночь».
Необходимость устойчивости политической системы Путин и Медведев оценили по-разному. Медведев в своем первом Послании Федеральному собранию пришел к выводу, что в России слишком сильный госаппарат: «Государственный аппарат у нас – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ». Путин, напротив, на заседании последнего Госсовета попытался оградить от нападок политсистему, созданную им на протяжении последних 10 лет: «Политическая система не должна дрожать, как жидкий студень, при каждом к ней прикосновении».
Самым дерзким высказыванием Путина до сих пор считается его ответ на вопрос журналиста на пресс-конференции в Брюсселе в 2002 году о войне в Чечне: «Если вы хотите совсем уж стать исламским радикалом и пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому «вопросу», и я рекомендую сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло».
Вообще Путин никогда не отказывал себе в возможности сострить, отвечая на вопросы иностранных журналистов. Так, в 2005 году во время визита британского премьера Тони Блэра ему пришлось отбиваться от сравнения состояния прав человека в России и африканских странах. «Как известно, в некоторых африканских странах еще недавно была практика закусить своими политическими противниками. У нас нет такой практики, поэтому сравнение здесь некорректно», – изобрел он новый афоризм.
Из недавних высказываний первых лиц складывается впечатление, что они несколько по-разному оценивают использование силовых методов. Отвечая на вопрос жителя Пикалева о том, почему никто не понес уголовной ответственности за остановку предприятий в этом моногороде, Путин, немного смутившись, заметил, что вина не уголовная, а хозяйственная и нужно не арестовывать, а заставлять работать, решать проблемы, наладить производственный процесс. При этом он изрек афоризм, способный составить конкуренцию цитатам бывшего премьера Виктора Черномырдина: «Если всех пересажаем, кто работать будет?» А вот Медведев, говоря о борьбе с коррупцией, был непримирим. Он заявил: «Одними посадками проблему не решить, но сажать надо». Самой большой популярностью пользовались фирменные фразы Путина, произнесенные им в последний год своего президентства. В начале 2008 года на большой пресс-конференции Путин отпустил ряд искрометных заявлений по поводу внешней политики. Он, в частности, посоветовал Западу не учить Россию демократии: «Пусть жену свою учат щи варить!» Осенью этого же года, уже будучи премьером, он объяснил, как должны работать министры: «Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, бум-бум, ежедневно». Эти высказывания пресса цитировала около 200 раз, что стало рекордом за все время путинского президентства.