Средства массовой информации нередко публикуют сообщения о скорых отставках глав субъектов Федерации. Эти материалы будоражат экспертное сообщество, а главное, чиновников в регионах. О том, способны ли подобные публикации реально воздействовать на местную политику и политиков, «НГ» рассказал политолог, директор департамента региональной политики РСПП Максим Дианов.
– Максим Анатольевич, слухи и сообщения в СМИ о скором уходе того или иного главы региона появляются регулярно. На кого они рассчитаны и имеют ли какое-то влияние?
– Причины распространения слухов и информации об отставках в СМИ различны до декабря 2004 года и после этой даты. Когда губернаторы были выборными, слухи были частью политической борьбы, средством воздействия на население, которое избирало глав регионов. Сейчас решение о руководителе региона принимают элита федеральная, то есть полпред президента и сам глава России, а затем и элита местная – в лице Законодательного собрания, что, впрочем, больше условно. С 2005 года, как правило, подобные информационные вбросы рассчитаны на реакцию полпреда, который должен рекомендовать президенту кандидата в губернаторы. Для элит слухи стали существенно менее значимы, потому что решение принимается не на основании пиара в СМИ, а по данным внутренней информации о кандидатурах. Как правило, когда полпред пишет рекомендацию президенту, он смотрит на личные и деловые качества, производственные успехи или показатели.
– То есть слухмейкерам сегодня можно не беспокоиться?
– Сейчас, конечно, в регионах могут быть интересны какие-нибудь слухи о кандидате криминального типа. Конечно, они так или иначе будут проверяться. Если информация действительно окажется в той или иной степени правдой, то может повлиять на дальнейшую судьбу кандидата. Если она окажется неправдой, что, как правило, и бывает, то слухи не выполнят своего назначения.
– Нужно ли интересоваться главам регионов тем, что о них говорят и пишут в рейтингах? Например, СМИ постоянно сообщают о скором уходе Минтимера Шаймиева, Муртазы Рахимова, Сергея Катанандова. В рейтингах они также занимают шаткие позиции...
– Появление слухов, рейтингов или материалов в СМИ некоторым губернаторам нравится, некоторым нет. Мы знаем, что часть глав регионов «прикармливают» журналистов и экспертов, которые составляют рейтинги. Но приличное место в рейтинге – это лишь повод для хорошего настроения губернатора, а не для принятия решения о его судьбе наверху, ведь никто не ориентируется на те оценки, которые появляются в СМИ. Предсказывали, что в течение полугода сменится 80% глав, но ничего не сменилось, идет нормальная плановая ротация. Интересно, кстати, когда, условно говоря, через год действительно сняли губернатора, а составители рейтинга говорят: «Вот мы об этом предупреждали». Если человека снимают через такой длительный промежуток, понятно, что решение принимали в другом месте и по другим параметрам. Оценки экспертов, как правило, не влияют на решение президента о выдвижении того или иного кандидата. К примеру, те же Катанандов, Максюта постоянно получают в рейтингах двойки, но все еще работают, а значит, президент ориентируется совсем на другие показатели.