Чуть более 2% на всех набрали на минувших выборах в Иркутской области «Патриоты России», «Гражданская сила» (ГС), Демократическая партия России (ДПР) и Партия социальной направленности (ПСС). Результат, по мнению местных экспертов, вполне закономерный, поскольку за симпатии электората партии-спойлеры в силу разных причин практически не боролись.
Правда, лидер иркутских «Патриотов России» Василий Проничев с этой точкой зрения не вполне согласен. По его мнению, трудно было что-то противопоставить засилью «Единой России» на телевизионных экранах и в других подконтрольных государству СМИ: «Партии власти были созданы тепличные условия, на их стороне была вся мощь административного ресурса. В такой ситуации можно было раскрутить до приличных высот даже новичка. Но мы все равно боролись. За нас в Иркутской области проголосовало более 9000 человек». Кроме того, как признал Василий Проничев, региональное отделение испытывало значительные финансовые затруднения – за месяц до окончания кампании партийцы оказались без средств.
Впрочем, если «Патриоты России» были еще хоть как-то заметны в избирательной гонке, то, например, Демократическая партия России и Партия социальной справедливости Алексея Подберезкина даже во время самой горячей поры «окучивания» электората отличались странной скромностью. В итоге за ДПР в Иркутской области проголосовали всего 1630 человек, а за ПСС – чуть более 2770 жителей Прибайкалья. Название последней партии, как выяснилось, подавляющему большинству избирателей не знакомо. О ней не напоминали ни растяжки, ни плакаты. Корреспонденту «НГ» с большим трудом, например, удалось отыскать иркутского лидера ПСС Бориса Борисова, чтобы задать ему пару вопросов, однако тот ответил: «Я партийными делами особо не занимаюсь».
Практически не было слышно и видно в Прибайкалье новичка нынешней кампании – партии «Гражданская сила». Со слов источника «НГ» в руководстве регионального отделения ГС, суетиться было не на что: «Нам хотя бы 1% набрать, тогда, возможно, спонсоры обратят на нас внимание». Не получилось. В регионе предпочтение «Гражданской силе» отдали 0,8% избирателей, принявших участие в голосовании, – чуть меньше, чем у более раскрученных «Патриотов России».
Как полагает иркутский политолог Тимур Дугаржапов, слабая активность партий-спойлеров была вызвана не только финансовыми проблемами. Каждая из этих политических сил, отметил политолог, и не рассчитывала преодолеть 7-процентный барьер: «Они имели другую задачу: оттянуть голоса у родственных по идеологии более крупных партий. Ее и выполняли в меру сил».
Иркутск