Эллен Барри из газеты The New York Times пишет о расследовании обстоятельств трагедии на шахте «Распадская», управляющие которой, по предварительной информации следствия, преднамеренно скрыли факт пожара, имевший место накануне аварии. Анонимные источники, близкие к следствию, считают, что руководство шахты не должно было выпускать людей на работу. Глава Ростехнадзора (структуры, занимающейся расследованием) Николай Кутьин сообщил, что уже на этой неделе результаты предварительного расследования будут опубликованы. Если информация о пожаре подтвердится, пишет Барри, это будет означать «назначение виновных». Журналистка напоминает, что премьер-министр России Владимир Путин уже публично критиковал руководство «Распадской», но при этом не сказал ни слова о владельцах шахты, среди которых есть и одни из самых богатых людей страны. Профсоюзы шахтеров, в свою очередь, утверждают, что всему виной – система оплаты труда горняков, ставящая размер заработка в зависимость от объема добычи угля.
Саймон Шустер из журнала Time критикует американские власти за то, что те недостаточно активно занимаются проблемой прав человека в России. По словам журналиста, прошедшую недавно встречу российских и американских чиновников, посвященную правам человека, представители России покидали довольными: от американцев они не услышали жестких слов, к которым привыкли со времен Буша-младшего. Для правозащитников эта встреча была «малопродуктивным политическим театром». Переговоры во «Владимирском централе» Шустер называет беспрецедентными – и при этом американская сторона не воспользовалась исторической возможностью. Российский омбудсмен Владимир Лукин сообщил Time, что встреча прошла в атмосфере «безобидной самокритики»: российская сторона немного покритиковала себя за коррупцию, американцы – за Гуантанамо. Впрочем, другие свидетели переговоров отмечают, что представитель США Майкл Макфол пытался заговорить, в частности, о «деле Магнитского», но его попросили «не превращать беседу в допрос». Возможно, пишет Шустер, сдержанная критика в адрес Россия – это прагматичная политика кабинета Обамы, однако такой подход не сблизит американскую власть ни с правозащитниками, ни с теми, кто борется за развитие демократии в России.
Сабина Фрайзер из International Crisis Group написала в газету Today’s Zaman колонку о российско-турецких отношениях. Колонка приурочена к визиту Владимира Путина в Турцию, который начнется завтра. Фрайзер пишет, что Путин едва ли станет обсуждать с турецким руководством проблемы Грузии, Южной Осетии и Абхазии, хотя сделать это стоило бы – хотя бы потому, что в результате августовского конфликта 2008 года от 8 до 10 тыс. российских военных оказались в 150 километрах от турецкой границы. Эта милитаризация должна беспокоить Турцию, у которой с Россией за последние годы сложились неплохие отношения. Фрайзер называет Россию и Турцию стратегическими партнерами, отмечая, что с 2004 по 2009 год удвоились объемы торговли между странами. Обе страны заинтересованы в том, чтобы на Северном Кавказе был порядок и мир. Если Турция хочет стать региональной сверхдержавой, пишет Фрайзер, от разговоров о Грузии с Путиным ее руководству не уйти.