0
22592
Газета Печатная версия

09.04.2024 17:22:00

Документальная повесть о русском «Буране»

Как создавалась и умирала единственная отечественная многоразовая космическая система

Тэги: космос, буран, история науки, технологии, ссср, шаттл


6-15-1480.jpg
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский в своем
рабочем кабинете. На столе – макет
многоразовой транспортной космической
системы МАКС. 7 декабря 1994 г. 
Фото автора
«Мы неудачников вялое племя

Болтаем о бабах, хоккее, вине.

Рисуем бумажки, а в это время

Американцы летят к Луне».

«Империалисты сидят на Луне»

Этот юмористический стишок, появившийся в новогодней стенгазете в самом начале 1970-х, принадлежал коллективному авторству сотрудников 11-го отделения головного ракетно-космического центра ЦНИИМАШ Министерства общего машиностроения СССР.

Время было такое. Американцы триумфально завершили свою лунную программу и начали проектировать многоразовый космический «челнок» – ракетно-космическую систему Space Shuttle с многоразовым орбитальным кораблем, возвращающимся на Землю, как самолет. А в СССР к тому времени стало ясно, что отечественная лунная программа зашла в тупик после серии неудачных пусков 3000-тонной ракеты «Н1». Отсюда – эта тоска по высоким технологиям у отечественных ученых и инженеров:

«Что-то случилось в нашей

системе.

Газеты кричат о вьетнамской

войне.

Ругается Зорин, а в это время

Империалисты сидят

на Луне».

Стенгазету положили на стол к Дмитрию Федоровичу Устинову, отвечавшему в то время в политбюро ЦК КПСС за так называемую «девятку» – оборонные отрасли промышленности. Сохранились свидетельства, что произошло это в половине двенадцатого ночи. (По сталинской привычке Устинов работал по ночам.) На вопрос Устинова: «Какие меры приняты?» – был ответ: исключили из партии, сняли с должностей, с очереди на жилье, уволили... Сообщили Устинову и о подготовке по приказу И.И. Сербина, отвечавшего за идеологию в оборонных отраслях, показательного судебного процесса.

Последовали два распоряжения Устинова. Первое: «Нам не нужны процессы в оборонке, как в 37-м году. Давайте, сворачивайте репрессии». Второе: «Уж если эти мальчишки понимают, как плохо дело, то следует принимать меры. В четверг жду предложений от двух министерств с рекомендациями об объединении тематики с авиастроением, о создании целевых объединений и подготовке постановления ЦК и Совмина».

Высокая штабная культура

Последовавшая цепочка событий завершилась 15 ноября 1988 года, в разгар перестройки.

Авторы-составители уникального сборника документов «25 лет полету многоразовой космической системы «Энергия-Буран»: Сборник архивных документов» (Под ред. Ю.В. Лончакова. Авторы-составители: Ю.М. Батурин, О.Ф. Бондаренко, С.К. Крикалев, Б.И. Крючков, А.А. Курицын, В.В. Самарин, М.М. Харламов. – Звездный городок: ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина, 2014. – 308 с. Тираж 35 экз.) пишут об этом сухо и сжато: «Ракета-носитель «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран» стартовала с космодрома Байконур. Общее время полета ОК «Буран» составило 206 минут. Орбитальный корабль совершил почти два витка вокруг Земли. Вход в атмосферу прошел штатно. В ходе полета в атмосфере датчики в носовой части фюзеляжа зарегистрировали максималь­ную температуру 907 °С. Орбитальный корабль «Буран» коснулся посадоч­ной полосы в расчетной точке при скорости 260 км/час и остановился, про­бежав всего 1620 м. Впервые в мировой практике орбитальный корабль произвел полностью автоматическую посадку по-самолетному, причем в неблагоприятных условиях, когда порывы ветра у земли достигали 17 м/с.

Многоразовая космическая система (МКС) «Энергия-Буран» совмест­но с создаваемой многоразовой авиационно-космической системой (МАКС) предназначалась для проведения в космосе многоплановых операций, в том числе в военных целях. ОК «Буран» обеспечивал доставку на околоземную орбиту до 30 т и возвращение на Землю до 20 т полезного груза. По аэродинамической схеме ОК «Буран» представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по схеме «бесхвостка». Корпус корабля в целом был негерметичным, но в носовой части находилась герметичная кабина объемом 70 куб. м, в которой мог располагаться экипаж в количестве шести человек.

Двенадцатилетняя программа создания МКС «Энергия-Буран» была одной из самых масштабных и триумфальных в истории советской пилоти­руемой космонавтики».

По мнению члена-корреспондента РАН, генерального конструктора КБ общего машиностроения им. В.П. Бармина Игоря Владимировича Бармина, «Энергия-Буран» был последним проектом, в котором были качественно разработаны все необходимые документы. Высокая штабная культура. Все главные конструкторы и все люди, которые были связаны с проектами, были крайне эффективными менеджерами, но при этом все они были высококлассными профессионалами».

Документальному сопровождению всей этой 12-летней программы и посвящен процитированный выше сборник: «…конечным критерием доказательности исторического факта всегда является публикация документа. Документ – основа истории, ее фундамент. Конечно, в документах иногда встречаются ненамеренные ошибки, намеренные утаивания фактов или, что хуже, обнаружива­ются случаи фальсификации документов с теми или иными корыстными це­лями, что еще более усиливает уровень «шума» . Но, к счастью, космическая отрасль, в которой любая ошибка или неточность могли привести к катаст­рофе, была образцом четкости и точности. Поэтому первая публикация до­кументов дает вполне адекватную информацию.

Исследователям, занимающимся историей программы «Энергия-Буран», Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина делает щедрый подарок – россыпь ранее неизвестных, рассекреченных документов, на которых не просто текст, номера, даты, имена, а факсимильное их воспроизведение со всеми пометками, резолюциями, печатями, придающими документальным свидетельствам аромат времени, а читателю – чуть ли не физическое ощуще­ние прикосновения к ним людей, уже принадлежащих Истории . В сборнике представлены в основном организационно-­распорядительная документация и служебная переписка. Эта группа доку­ментов является обычно наиболее информативным источником для объек­тивной оценки в истории науки и техники. При отборе документов для пуб­ликации составители руководствовались принципами информационной пол­ноты документа и его новизны в качестве исторического источника. Отби­рались оригиналы документов, в первую очередь содержащие наиболее обобщенную информацию о процессе подготовки космонавтов к полету – планы, программы обучения и тренировок, отчеты и заключения по резуль­татам их проведения, а также автографы космонавтов и конструкторов».

6-15-01480.jpg
Система автоматической посадки «Бурана»
смогла посадить летательный аппарат,
сходящий с орбиты со скоростью 7,5 км/с,
не оснащенный двигателями, и еще сделать
у земли неожиданный маневр, частично
скомпенсировавший мощный боковой ветер
скоростью 17 м/с.  Фото РИА Новости
Вход в «Спираль»

Работы по созданию тяжелой транспортной космической системы на­чались в 1974 году после назначения В.П. Глушко на должность главного кон­структора Научно-производственного объединения «Энергия». Глушко предлагал разработку средств выведения для развертывания и обеспечения лунной базы. Однако Министерство обороны СССР интересовал проект, аналогичный американскому Space Shuttle. И тут надо сказать, что отечественные специалисты начинали не с чистого листа.

Академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрий Константинович Казаров в своей статье «Детская смертность «Бурана» (см. «НГ» от 12.11.2003) рассказал интересные и малоизвестные подробности о предыстории проекта «Энергия-Буран». Вот что он пишет:

«В середине 1961 г. по инициативе генерального конструктора А.И. Микояна в ОКБ-155 Госкомитета по авиационной технике совместно с Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского и НИИ Минобороны СССР начались поисковые исследования в области противоракетной обороны (ПРО). Основу этой системы должен был составлять самолет-перехватчик Е-155 (МиГ-25) с подвесной ракетой класса «воздух–космос». Исследования проводились в строжайшей секретности из-за большой степени неопределенности ожидаемых результатов и поэтому регулярно докладывались лично А.И. Микояну.

Эти исследования закончились подтверждением принципиальной возможности выводить полезный груз с самолета типа МиГ-25 в заданную область и заданное время околоземного пространства с большой степенью вероятности, что еще не имело аналогов в мире. Этот способ выведения полезного груза в заданную область околоземного пространства был защищен авторским свидетельством СССР № 26293 с приоритетом от 17 июля 1962 г. (авторы: Н.Н. Завидонов, И.Е. Казаков, Ю.К. Казаров, В.С. Пугачев, В.И. Соколов, О.А. Чембровский).

Тогда-то и родилась идея: если увеличить энергетику такого летательного аппарата, то можно доставить космонавта на орбиту. В 1965 году разработку аванпроекта ЛА под кодовым наименованием «Спираль» возглавил заместитель главного конструктора ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности Глеб Лозино-Лозинский .

В середине 1967 года в Министерство общего машиностроения СССР поступил от ОКБ А.И. Микояна головной том аванпроекта «Спираль» с просьбой дать по нему заключение. Том содержал общие виды гиперзвукового самолета-разгонщика с закрепленным на нем сверху ракетопланом в пилотируемом варианте. Но проект «Спираль» не встретил поддержки со стороны ведущих специалистов отрасли и со стороны главного заказчика. Министр обороны СССР Маршал А.А. Гречко наложил резолюцию: «Это – фантастика. Нужно заниматься реальным делом». Это был vere dictum».

Между тем подготовка космонавтов по про­грамме «Спираль» продолжалась с 1966 по 1973 год. А в 1968 году космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов защитили дипломные проекты по воздушно-космическому самолету в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского.

Энергия «Бурана»

Вообще большинство документов в архивном сборнике, в том числе фотографий, касаются как раз подготовки экипажа «Бурана». Всего через эту систему подготовки к полету на орбитальном самолете «Буран» прошли 52 человека.

О тщательности и даже, если можно так сказать, изощренности методов этой подготовки говорит такой факт: «С целью оценки управляющих реакций летчиков после воздействия невесомости И.П. Волк, а затем и А.С. Левченко выполнили краткосрочные полеты на орбитальную станцию «Мир». Непосредственно после приземле­ния на корабле «Союз» они садились за штурвал самолета Ту-154 и выпол­няли полет на аэродром базирования. По их оценкам, невесомость незначи­тельно влияла на операторские навыки».

Как бы там ни было, 12 февраля 1976 года выходит постановление правительства № 132–51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступе­ни, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартового, посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выве­дение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т».

«Ракета-носитель «Энергия» создавалась в НПО «Энергия», а на Министерство авиационной промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального корабля «Буран». Для выполнения этой задачи 26 февраля 1976 года было образовано специализированное предприятие – НПО «Молния», ставшее головным разработчиком планера ОК «Буран». В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод. НПО «Молния» возглавил опытнейший конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский», – пишут авторы-составители сборника. По-видимому, был учтен уже имевшийся опыт работы Лозино-Лозинского по данной тематике.

«Практически все, кто работал над проектом «Буран», считают, что им сказочно повезло быть рядом, говорить, обсуждать, иногда ругаться с этим незаурядным главным конструктором, – вспоминали сотрудники НПО «Молния», работавшие над проектом «Энергия-Буран», Михаил Иванович Осин и Николай Михайлович Светлов. – Внешне не впечатляющий, сутулый, худощавый пожилой человек держал нас такой хваткой, что мы ходили по струнке и напрягались перед каждой встречей. Мы с суеверием наблюдали, как он быстро погружался в твою проблему, вылавливал оплошности и давал правильный совет-приказ. В этом было что-то мистическое. Он использовал феноменальную память, энциклопедические знания, удивительную интуицию, неожиданные повороты мышления.

Хорошо зная людей, ловил нас на уводе взгляда, на неуверенности в голосе и безошибочно через минуту в разговоре ухватывался за тонкое и мало проработанное место. Главным его качеством было, пожалуй, необъяснимое свойство притягивать к себе умных и очень умных трудоголиков».

В итоге коллективу, руководимому Лозино-Лозинским, удалось сделать то, что до сих пор не может повторить никто в мире. Система автоматической посадки, созданная для «Бурана», смогла посадить летательный аппарат, сходящий с орбиты со скоростью 7,5 км/с, не оснащенный двигателями, и еще сделать у земли никем не ожидаемый маневр, частично скомпенсировавший мощный боковой ветер скоростью 17 м/с.

«Ну что ж, хорошо…»

27 декабря 1994 года в «Независимой газете» было опубликовано интервью Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Вот отрывок из этой беседы.

«– Успешный, первый и последний на сегодня, полет «Бурана» в автоматическом режиме состоялся 15 ноября 1988 года… Все ждали, что вот-вот последует пилотируемый полет. Но постепенно все как-то тихо сошло на нет…

– Странного ничего в этом нет. И это все не вдруг. Казалось бы, что такой эффектный беспилотный полет и посадка орбитального самолета не могли не найти соответствующий отклик у руководства страны. В это время Михаил Сергеевич Горбачев был то ли в Курской, то ли в Орловской области – точно не помню. И когда ему сообщили об этом событии, он только и сказал: ну что ж, хорошо. Никакого понимания, что это выдающееся достижение. Отсюда – и отношение к дальнейшей судьбе проекта».

Один из авторов сборника «25 лет полету многоразовой космической системы «Энергия-Буран», член-корреспондент РАН, летчик-космонавт России Юрий Батурин пишет об этом в «сухом» документальном стиле. Но даже и эта нарочитая лапидарность не может скрыть горечь от произошедшего:

«После выпол­нения на ОК «Буран» ремонтно-восстановительных работ и работ по подго­товке к транспортировке корабля на самолете-носителе Ан-225 «Мрия» он был представлен на Парижском авиашоу в 1991 году. Одновременно с этим были замедлены, а затем и заморожены работы как на изделии 1.02 на Бай­конуре, так и на изделии 2.01 в цехах Тушинского механического завода.

Сокращение ассигнований на развитие космонавтики, потеря интереса к орбитальным самолетам в связи с выработкой Министерством обороны новой военной доктрины, общее экономическое положение страны – все это заставило отказаться от намеченных планов. Работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены в 1990 году. После распада СССР было принято решение о прекращении работ по МКС «Энергия-Буран» и консер­вации объектов инфраструктуры. В 1993 году программа была окончательно остановлена. Один из аналогов ОК «Буран» (БТС-001), использовавшийся для наземных прочностных испытаний, стал аттракционом в Центральном парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве. Другой аналог ОК «Буран» (БТС-002), участвовавший в горизонтальных летных испытаниях, находится в частном Музее техники г. Шпайер (Германия). Летные экземп­ляры были законсервированы. В упадок пришел стартовый комплекс много­разовой космической системы на Байконуре. В 1995 году закончились все регламентные ресурсы на системы и оборудование ОК «Буран». Единствен­ный летавший в космос орбитальный корабль многоразового использования «Буран» был разрушен в 2002 году рухнувшей крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре».

Остается только привести еще один отрывок из интервью Г.Е. Лозинского 1994 года:

«– Вы имеете возможность сравнить отношение власти к науке, к развитию высоких технологий во времена застоя и сейчас. В чью пользу сравнение?

– О каком сравнении можно говорить, если сегодня объективно идет разрушение науки, промышленности!» 


статьи по теме


Читайте также


Сбер наградил премиями двигателей российской науки

Сбер наградил премиями двигателей российской науки

Андрей Гусейнов

Банк особо отметил ученых, применяющих искусственный интеллект в исследованиях

0
2690
Лидерами инноваций оказались торговые сети

Лидерами инноваций оказались торговые сети

Ольга Соловьева

Россия отстает от Бразилии и Венгрии в применении цифровых технологий

0
2353
Лукашенко и султан нашли много общего

Лукашенко и султан нашли много общего

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии надеется, что Оман станет центром торговой экспансии Минска

0
2530
Премиальным колесам добавили прочности

Премиальным колесам добавили прочности

Ярослав Вилков

Новейший алюминиевый сплав для люксовых машин и автоспорта успешно внедрен в производство

0
3650

Другие новости