Газета Интернет-версия

04.05.2023 13:49:00

Картина того, как Солнце в будущем проглотит Землю, стала, наконец, ясна

Тэги: космос, астрономия, солнце, МТИ, космическая катастрофа

космос, астрономия, солнце, МТИ, космическая катастрофа Графика freepik.com

Группа астрономов из Массачусетского технологического института (США) впервые непосредственно наблюдала процесс поглощения планеты звездой. Произошло это почти под боком у нашей Солнечной системы, на расстоянии 15 000 световых лет: умирающая звезда стала настолько большой, что поглотила планету размером, примерно, с Юпитер.

«Полученные данные являются недостающим звеном в понимании того, как работают солнечные системы, - пишет обозреватель WSJ Джозеф Пизани (Joseph Pisani). – Согласно исследованию, автором которого являются исследователи из нескольких университетов, опубликованного в среду, 3 мая, в журнале Nature, это также дает подсказки о возможной судьбе Земли, которая, как ожидается, будет съедена Солнцем через миллиарды лет».

Руководитель исследования, Кишалай Де (Kishalay De), рассказал, что наткнулся на эту космологическую картину около трех лет назад. Причем, наткнулся на снимках астронома-любителя из Сан-Диего, который фотографировал звездное небо обыкновенным школьным телескопом. Это напоминало взрыв новой звезды: яркость невероятно возрастает, когда одна звезда «засасывает» материю от другой.

Однако дальнейшее наблюдение и моделирование происходящего процесса уже профессиональными астрономами и космологами показали, что мы стали свидетелями совсем другого феномена.

В течение нескольких месяцев по поверхности звезды как бы скользила по сужающейся спирали… планета. В итоге, планета буквально «нырнула» в центр поглотившей ее звезды. Звезда расширилась от такой добавки в своей рацион и целую неделю светила в 100 раз ярче обычного.

«Та же участь ожидает и Землю, - рассказывает Морган Маклеуд (Morgan MacLeod), еще один соавтор исследования, научный сотрудник Гарвардского университета. – По мере того, как Солнце стареет и становится больше, оно поглотит Меркурий и Венеру, две ближайшие к нему планеты. Затем наступит очередь Земли быть закуской».

Заметим, что этот процесс разбухания нашего светила идет по мере истощения главного топлива в термоядерной топке Солнца – водорода. Это приведет к необратимому процессу превращения нашей звезды из заурядного желтого карлика в красного гиганта.

Самое обидное для нас, землян, что это расширение нашего светила остановится, как раз, в пределах орбиты Земли, остальных планет Солнечной системы это расширение вряд ли достигнет. Впрочем, успокаивает Морган Маклеуд: произойдет это примерно через 5 млрд лет. (По другим оценкам – через 6 млрд лет.) К тому времени Земля станет непригодной для жизни, потому что растущее солнце высушит всю ее воду.

Действительно, согласно другим оценкам, уже через миллиард лет мощность излучения Солнца вырастет на 10%, что приводит к росту температуры на поверхности Земли на 40-50 градусов; скорее всего, испарится вся водная оболочка планеты. Земля станет одной огромной баней. Но от протоплазмы не так-то легко отделаться: какие-то остатки примитивной органической жизни сохранятся на Земле еще и через 2,8 млрд лет.

В промежутке между этими двумя космологическими событиями – испарением гидросферы планеты и превращением Солнца в красного гиганта – ожидается и совсем событие циклопического масштаба. Через 4 млрд лет наша галактика Млечный путь столкнется с галактикой Андромеда – сближение происходит со скоростью 110 км/сек. В результате, родится новая галактика…

Возможно, потомкам землян придется наблюдать за этой космической коллизией уже совсем из других галактических глубин или даже пространственно-временных измерений. И это еще – оптимистический сценарий.