Пока неясно, как будет контролироваться исполнение законопроекта.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Московским властям, видимо, надоели жалобы горожан на неудобные и порой опасные условия передвижения на маршрутных такси. На последнем заседании правительства был представлен проект закона «О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Москве». В соответствии с новым законом столичные льготники смогут пользоваться услугами коммерческого транспорта бесплатно.
На последнем заседании правительства Москвы глава департамента транспорта и связи города Василий Кичеджи представил проект закона «О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Москве». Самое главное, к чему сводится закон, – права и удобство пассажиров. В соответствии с новым законом водителям наземного транспорта запретят во время движения рассчитываться с пассажирами, курить и разговаривать по мобильному телефону. А столичные льготники смогут пользоваться услугами коммерческого транспорта бесплатно. Городские власти будут компенсировать перевозчикам затраты из бюджета столицы. Кроме того, планируется заменить все «Газели» на более комфортные и экологичные микроавтобусы, в которых будут предусмотрены условия для проезда инвалидов. С автопредприятиями, не соответствующими новым требованиям, договоры на организацию маршрута будут расторгаться в одностороннем порядке. Как отметил Василий Кичеджи, в столице и так слишком много предприятий, занятых пассажирскими перевозками. «Возникают сомнения в квалификации многих водителей. Кроме того, беспокоит, что есть нелегальные перевозчики, – сказал глава департамента. – Поэтому необходимо принять кардинальные меры по наведению порядка в отрасли. На столичном рынке транспортных услуг должны будут работать избранные организации, прошедшие строгий отбор».
Автоперевозчики считают, что такой законопроект помехой им не станет. «Любой закон, который регламентирует общие правила для перевозчиков, нами будет приветствоваться. Потому что всегда проще работать по понятным и прозрачным правилам, – говорит руководитель службы по связям с общественностью ОАО «Группа Автолайн» Людмила Соколова. – Другое дело, чтобы в этом законе не было неких подводных камней, которые препятствовали бы развитию определенных видов транспортных перевозок». Перевозчиков не беспокоит и тот факт, что им придется возить бесплатно льготников. «Мы и раньше возили льготников, но по собственной инициативе. По одному человеку в малых транспортах, и по четыре в автобусах, – рассказывает она. – Если же государство будет оплачивать из бюджета компенсацию перевозок льготных групп граждан, как в других областях, то почему бы и нет».
Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников считает, что такой закон нужен и должен быть принят. «В данной отрасли не все так плохо. У нас в Москве есть очень неплохие автоперевозчики, однако замечать принято только плохое, – считает эксперт. – Есть нелегалы, которых действительно никто не контролирует, и не может пресечь их деятельность. Вот для этого и нужен этот закон». Помимо этого он рассказал, что в крупных компаниях проблем с новым законом возникнуть не должно. «Они набирают квалифицированный персонал, покупают новый подвижной состав и многое другое, – говорит Свешников. – По моему мнению, те же «Газели» не надо запрещать, они отомрут сами собой, ведь никто их не покупает. Так как люди у нас уже давно предпочитают немного переплатить, но ехать с комфортом».
Иного мнения придерживается президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Нет, безусловно, зерно разумности в этом законе есть, я обеими руками за то, чтобы убрали «Газели» и сделали проезд бесплатным, но вот по другим пунктам есть вопросы, – говорит правозащитник. – Насчет курения, разговоров по мобильному телефону и другим запретам, так ведь это просто констатация факта. Раньше этого тоже было нельзя делать, так ведь делали!» Он также отмечает, что фраза «избранные организации» настораживает. «Есть вероятность, что отбор будет проводиться среди пролоббированных чиновниками компаний. Ну, возможно, первые два-три года проведут честный выбор, но все может свестись к одному – взяткодательству и пробиванию мест для своих, – считает Виктор Травин. – В результате работать будут те, кого продвинут сверху. Закон будет иметь очень большую коррупционную составляющую».