Строящийся коллектор на Северо-Западе Москвы.
Фото Романа Смирнова
В Москве могут участиться аварии на подземных объектах. Об этом сообщило Московское межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора (МТУ «Ростехнадзор»). По мнению специалистов организации, все дело в плохо подготовленных сотрудниках, неграмотной проектировочной работе и недостатке контроля. Корреспондент «НГ» отправился с сотрудниками МТУ «Ростехнадзор» в рейд на один из строящихся подземных объектов.
Основой для прогнозов об учащении аварий стал ряд проверок специалистами ведомства организаций, которые занимаются подземным строительством. В течение 2008 года было выявлено более 5 тыс. нарушений промышленной безопасности и зарегистрировано 11 происшествий, в том числе два несчастных случая со смертельным исходом. Внештатные случаи в основном происходили из-за того, что перед началом работ персонал не проходил должный инструктаж. Иногда организация производственного контроля была на низком уровне. В других случаях к происшествиям приводила неосторожность пострадавших. Кроме того, не налажена работа системы промышленной безопасности. Также было отмечено, что работников, нарушающих требования промышленной безопасности, зачастую не привлекают к ответственности. Те же, кто ответственен за контроль над строительными объектами, нерегулярно проводят проверки, работают формально.
На рейд по строящимся подземным объектам сотрудники московского отделения Ростехнадзора взяли корреспондента «НГ». Для внеочередной проверки был выбран строящийся коллектор на улице Живописной на Северо-Западе Москвы. Перед спуском под землю один из строителей рассказывает о том, какая современная техника используется для прокладки подземного тоннеля, о сотрудничестве с канадскими коллегами, и тут же, как будто специально для контраста с рассказом, двое рабочих, выходцев из Средней Азии, распрямляют ржавую проволоку топором. Место проверки: огромный котлован 17-метровой глубины, вокруг которого суетятся рабочие, – это начало нового коллектора. Спускаемся по лестнице с заместителем начальника отдела горнотехнического надзора МТУ Михаилом Логвиненко. Во время спуска он описывает нарушения, которые ему встречаются. «К счастью, на данном объекте нарушений немного, можно даже сказать, практически нет, – говорит он. – Например, на лестнице, по которой мы спускались, есть один изъян, в одном месте проход узкий и низкий, так что при возникновении экстремальной ситуации горноспасателям будет сложно спускаться, а тем более выносить пострадавших на поверхность». Спустившись же в сам строящийся коллектор, он отметил еще одно нарушение: захламленность проходов бочками и прочими предметами строительных отходов. «Хоть данное нарушение и не чревато техническими проблемами, но, как и предыдущее, может существенно усложнить проход спасателей, – говорит Михаил Логвиненко. – Надеюсь, что до нашего ухода это неудобство устранят». Более грубых нарушений при строительстве нового коллектора найти так и не удалось, хотя осмотр проходил пристальный.
Специалист рассказал, что очень многие фирмы порой забывают о важнейших деталях обеспечения безопасности. «Очень часто даже геология на месте строительства мало изучена. Часто она просто неактуальна, и в реалиях столичной застройки отследить изменения сложно, – продолжает рассказывать он. – Раньше проектная документация строительных сооружений должна была пройти экспертизу промышленной безопасности, но 232-й федеральный закон Гражданского кодекса внес свои изменения. Ее практически отменили». В качестве примеров он привел просадки, провалы почвы, повреждения подземных коммуникаций. «Самый известный случай произошел в прошлом году на Коровинском шоссе. Рабочие буровой машиной повредили газопровод. В результате сгорело несколько торговых палаток, три автомобиля. Да и последствия были, скажем так, не самыми радужными, – перечисляет Михаил Логвиненко. – В прошлом году на Поклонной горе одна компания перекладывала высоковольтный кабель и не вовремя сдала исполнительную документацию. Параллельно другая компания проводила другие работы, в результате все 12 проложенных кабелей перерубила. Ремонт обошелся в 12 миллионов рублей. И это далеко не исключения из правил».
К таким последствиям зачастую приводят непрофессионализм проектировщиков и дешевая рабочая сила. «Очень часто за проектирование берутся дилетанты, которые даже не имеют профильного образования, исполнители тоже оставляют желать лучшего. В основном нарушениями подобного плана грешат небольшие фирмы, хотя человеческий фактор не раз подводил и крупные организации, – в завершение проверки сказал он. – К сожалению, объяснить, что дешевле – не значит лучше, удается не всем. И вот, сэкономив на работах и работниках, фирмы и соответственно город терпят убытки на многомиллионных ремонтах испорченного газопровода, тепловых трассах и коллекторах».
Безнадзорные аварии
По словам начальника отдела горнотехнического надзора МТУ «Ростехнадзора» Владимира Лапшина, принятие федерального закона об отмене экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах станет первопричиной возможных массовых аварий.
«Сейчас документация, уже утвержденная, приходит на строительный объект, хотя зачастую в ней встречаются недоработки, – говорит Владимир Лапшин. – Более того, в настоящее время на очень высоком уровне ведется полемика о том, чтобы из проектной документации вообще убрать раздел о промышленной безопасности. А ведь как раз там учитывались все аспекты безопасности в проектировании». Неоправданно и то, что за корректировку проектной документации берутся непосредственно организации. При этом сама документация становится практически беззащитной. По словам Лапшина, возможное следствие таких действий – массовые аварии, потому что контроль над строительством будет весьма поверхностным.