Женская аккуратность – стиль ведения хозяйства.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
«НГ» продолжает встречаться со столичными префектами и задавать вопросы, беспокоящие жителей округов. На этот раз пообщаться с корреспондентом согласилась единственная женщина-префект в Москве, глава Северо-Восточного административного округа Ирина Рабер. В интервью она рассказала о невыгодности привлечения девелоперов в строительство жилых домов, переносе высоковольтных линий под землю и расширении Крестовского путепровода до пяти полос.
Невыгодные частники
– Ирина Яковлевна, для решения жилищных проблем жителей округа, проживающих в ветхих домах, в прошлом году в СВАО было решено попробовать привлечь девелоперов. Как реализовывается эта идея?
– Надо сказать, что сегодня в Москве реализация программы по ликвидации ветхого жилищного фонда в основном осуществляется за счет средств городского бюджета. Когда же строят многоквартирные дома с привлечением инвесторов, то при таком варианте лишь 30% от построенных квартир предназначено для жителей, которых переселяют из ветхого жилья, что нас никак не устраивает. В первые годы, когда программа только начала реализовываться, а было это более 10 лет назад, контракты заключались именно на таких условиях, а в результате на данный момент мы имеем выполнение программы менее 50% от запланированного. Поэтому когда городской бюджет смог выделять достаточно средств для того, чтобы все 100% построенного жилья предназначалось не для коммерческой продажи, а для социальных нужд, мы практически решили отказаться от услуг девелоперов. Кроме того, на принятие такого решения повлиял тот факт, что многие компании попросту не выполняли своих обязательств. Например, компания «Новый мир»: из большого количества домов, которые они должны были построить, смогли сдать только два и сейчас с большими усилиями достраивают третий. Все остальные контракты на строительство нам пришлось аннулировать в связи с невыполнением инвесторами обязательств, и сейчас в округе мы строим жилье за счет средств, выделяемых из городского бюджета.
– То есть привлечение девелоперов для строительства округам столицы попросту невыгодно?
– Не стану лукавить, нам это было понятно с самого начала. Но еще раз хочу подчеркнуть, что на тот момент у города не было достаточно средств для реализации данного проекта и привлечение инвесторов было попросту необходимо. Да и округ от округа в Москве существенно отличается. К примеру, в Южном административном округе программа по сносу пятиэтажек уже завершена больше года назад, но только лишь потому, что этих пятиэтажек в ЮАО было всего ничего. А у нас таких домов очень много.
– Многие жители задают вопросы о капитальном ремонте своих домов. Как и в каких объемах он проводится?
– В настоящий момент мы впервые выполняем эту программу в таком масштабе. И если раньше мы делали капремонт двух-трех домов в год, то сейчас в наши планы входит ремонт 180 домов за тот же период. К сожалению, на эту программу в текущем году недостаточно выделено средств, чтобы сделать повсеместно фасадные работы, в том числе утепление фасадов и замену окон. Но это абсолютно не значит, что эти работы не будут сделаны, они будут просто по отдельным адресам перенесены на следующий год.
Медленным шагом под землю
– Как в округе решаются транспортные проблемы? Планируется ли реконструкция или строительство новых дорог и трасс?
– Да, в Москве проблема с пробками уже стала одной из основных. У нас в округе сложилась довольно-таки тяжелая ситуация на проспекте Мира из-за реконструкции Крестовского путепровода. Это место, которое нельзя объехать, если едешь по проспекту Мира, а поскольку сейчас произошло сужение до трех полос, движение транспорта значительно усложнилось. Но могу успокоить водителей, что работы там ведутся довольно быстрыми темпами и расширение до пяти полос в каждом направлении непременно даст свои результаты. Кроме того, сделают прокол под Крестовским мостом, и можно будет связать Шереметьевскую улицу и проспект Мира.
В скором времени к нам придет Четвертое транспортное кольцо. В 2006 году завершено строительство объекта «Транспортное пересечение улицы Сущевский Вал и Шереметьевской улицы» с устройством транспортной развязки и туннеля, выполнено строительство подземного пешеходного перехода по адресу: пересечение улицы Шереметьевская и улицы Сущевский Вал и завершено благоустройство территории, прилегающей к объекту. Выполнено строительство эстакадного съезда с проспекта Мира на проезд Серебрякова. В 2007 году построен надземный сборно-разборный пешеходный переход на 22-м километре Дмитровского шоссе.
– Понятно. А что запланировано построить в ближайшие годы?
– В 2008 году запланировано строительство дополнительного въезда-выезда из микрорайона № 1Б района Лианозово на Дмитровское шоссе и МКАД, расширение сети притротуарных парковок автотранспорта путем обустройства заездных карманов на проезжей части и стоянок на тротуарах по 25 адресам.
Не могу не упомянуть еще об одном нашем проекте, который после долгой заморозки из-за отсутствия денег наконец-то будет введен в эксплуатацию – станция метро «Марьина роща». Надеюсь, что в 2009 году мы запустим эту станцию и она позволит разгрузить пассажиропоток в метро.
– Если мы затронули транспортную проблему, стоит упомянуть и о перехватывающих парковках, которые, по мнению большинства столичных чиновников, способны существенно разгрузить московские дороги.
– Очень большое количество автомобилистов, едущих из области, бросают свои машины около станций метрополитена, расположенных около МКАД. Посмотрите на такие улицы, как Енисейская или Широкая. Автомобили там паркуют практически в два ряда, прямо на дороге, и, естественно, это приводит к сужению трассы, что затрудняет движение транспортного потока. Конечно, это еще и работа ГИБДД, которая должна проводиться, видимо, в более строгом режиме, однако и с нас ответственности никто не снимал.
Да, перехватывающие парковки нужны, но опять встает вопрос с местами. В Москве очень мало незастроенных участков. Сейчас все пространство около МКАД плотно застроено частными гаражами. Строительство на этом месте сопряжено с большими проблемами в плане взаимопонимания с теми людьми, у которых там уже есть машино-места. Компенсация за такие места очень высока, и, кроме того, владельцев гаражей придется обеспечить машино-местами в строящемся паркинге. И мы постепенно будем изыскивать возможности для такого строительства.
– В Москве внедряется экспериментально-пилотный проект, связанный с освоением и комплексной застройкой освобождаемых от высоковольтных линий участков. Как идет реконструкция и перенос под землю ЛЭП в СВАО? Каким образом будут использоваться эти земли?
– Начнем с того, что проект перекладки ЛЭП в кабельные линии разработан, находится на согласовании в Мосгорэкспертизе. Проект очень интересный, но в то же время требует привлечения огромного количества денежных ресурсов. Не так давно вышел распорядительный документ о проведении аукциона по выбору компании, которая будет заниматься реализацией данного проекта. Когда мы начали прорабатывать этот вопрос, то увидели, что многие территории, по которым сейчас проходят ЛЭП, интересны с точки зрения градостроительства, потому что некоторые из них находятся недалеко от станций метро, от природного комплекса. По нашим расчетам, когда территория будет освобождена от ЛЭП и реабилитирована, на освободившейся площади под застройку можно будет возвести примерно миллион квадратных метров жилья. Но там же мы столкнемся с переносом и гаражей. Префектурой проведена работа по инвентаризации гаражного хозяйства данной территории, на основании которой выявлено, что количество машино-мест, требующих перебазирования, составляет более 15,7 тысячи. По проектному предложению ЗАО «РИЭСК» индивидуальные гаражи переносятся в многоуровневые автостоянки, предусматриваемые проектом. Планируется, что строительство компенсационных паркингов будет начато в 2008 году, для этого выделены участки для начала перебазирования – это два участка на Проектируемом проезде и два по улице Корнейчука во владениях 42 и 82.
Ждите ответа
– Жители округа пишут на форумах, что на все жалобы через интернет-сайт СВАО приходят только формальные ответы со стороны чиновников. В каком режиме и с кем рассматриваются вопросы и жалобы жителей и каким образом контролируется выполнение по обращениям?
– Иногда жители округа ставят вопросы, на которые ответить трудно, да и хотят непременно положительного результата, а это получается, естественно, не всегда. Например, все, что касается вопросов предоставления жилья. Многие ведь даже не знают, что существенно изменились принципы формирования очереди после выхода нового Жилищного кодекса РФ, и продолжают предъявлять свои требования, рассчитывая на какое-то исключение в своем случае. Мы бы и рады помочь вне очереди, но это запрещает действующий закон. Есть такие вопросы, на которые сразу нельзя дать ответа. Или нужно подключать какие-либо сторонние организации, искать дополнительные средства для того, чтобы их решить. А быстро это сделать не всегда возможно.