Иногда квитанция по квартплате вызывает недоумение – что это за цифры и откуда они берутся, а иногда – просто шок. Одна из жительниц района Дорогомилово Западного округа столицы обратилась в редакцию «НГ» как раз с просьбой разобраться с резким и необъяснимым ростом квартплаты за последние месяцы. В платежке за декабрь 2007 года итоговая сумма равна 2570 руб., за январь – 2861 руб., за февраль – 3363 руб., а за март – 3456 руб.
На квитанциях за последние два месяца есть преинтереснейшая надпись: «По данным управляющей компании (ГУП Дирекция единого заказчика района Дорогомилово), общедомовыми приборами учета в вашем доме зафиксировано превышение норматива потребления коммунальных ресурсов (перерасход). В связи с этим начисления в ЕПД (Единый платежный документ) сформированы с учетом перерасхода». Что именно жители Дорогомилова перерасходовали, в пояснительной записке и квитанции указано не было.
Претензии к ГУП «Московский городской единый информационно-аналитический центр», под руководством которого изготавливают счета на квартплату, не редкость. Только за март 2008 года в адрес «Единой службы помощи» поступило более 490 звонков с жалобами на работу системы единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ). Большинство обращений связано с жалобами на работу операционистов ЕИРЦ и получение счетов с указанием задолженности.
По словам юриста Московского общества защиты прав потребителей Жанны Ефимовой, с подобными действиями ЕИРЦ им сталкиваться еще не приходилось. «У нас ЕИРЦ работает по каким-то своим законам. Раньше задними числами присылали извещения о якобы задолженностях, хотя люди платили все в срок, – рассказала она «НГ». – Возможно, произошел какой-то сбой при подсчете, и они составили такое письмо. Нужно на кого-то списывать свои ошибки».
Корреспондент «НГ» связался с ГУП ДЕЗ района Дорогомилово: «В чем состоит превышение? Ни в чем», – спокойно говорит сотрудник ДЕЗ Роман Бокарев. – «Мы не давали такую информацию жителям. Согласно постановлениям правительства Москвы, превышений как таковых быть не должно, потому что в каждом доме установлены приборы учета. Решать подобные вещи должно государственное учреждение «Инженерная служба района Дорогомилово» (ГУ ИС района Дорогомилово), там же печатают платежки, которые получают жители. Нам они не подчиняются, в ДЕЗ поступают только жалобы жителей с угрозой обратиться в суд. Мы снимаем показания с приборов и направляем данные в ЕИРЦ, а они уже вычисляют сумму квартплаты».
Как оказалось, дозвониться в ЕИРЦ района Дорогомилово невозможно. В ГУ «ИС района Дорогомилово» корреспонденту «НГ» повезло больше. Заместитель директора учреждения Нисама Ахметова подтвердила, что такие платежки были разосланы жильцам примерно сорока домов района. «Мы стараемся извещать жителей, что в доме произошел перерасход. Управляющая компания поставляет нам показания общедомового прибора учета, как и положено по постановлению правительства Москвы. Из общей суммы вычитается количество воды, уходящей в нежилые помещения, потраченной на общедомовые нужды, израсходованной квартирами, которые оборудованы счетчиками. Полученная цифра делится на количество зарегистрированных в доме жителей», – рассказывает «НГ» Нисама Ахметова.
Так получается сумма, которую жильцы видят в платежке. Квартиросъемщики платят не за потребленные по факту кубометры холодной и горячей воды, а за количество, положенное на зарегистрированных в квартире жителей. Так что в ситуации, когда официально на жилплощади прописан один человек, а живет и пользуется водой и канализацией гораздо больше граждан, платить нужно за одного. И наоборот. Вот так и получается, что кто-то может старательно экономить, но оплачивать из своего кармана потраченную соседом-любителем принимать ванны воду.
«В такой ситуации мы ничего не можем поделать и считаем по количеству зарегистрированных на жилплощади людей. Только если управляющая компания подаст нам информацию, что в такой-то квартире проживает по факту столько-то жильцов, мы можем вводить поправку. Если документа нет, мы ничего не можем сделать. К сожалению, это такая система. Лично мне вообще жаль страдающих при такой системе жильцов, почему нужно платить за кого-то?» – сетует Нисама Ахметова.
Так и получились суммы, шокировавшие жителей Дорогомилова. К тому же ненавязчиво увеличились тарифы на холодную и горячую воду и водоотведение.
«Суммы, выставленные в январе и марте, сравнивать нельзя. Январская квитанция содержит еще декабрьские тарифы. Февральская – уже введенные с 1 января 2008 года, потому что подсчет воды идет за прошедший месяц», – сообщила Нисама Ахметова.
Получается, что конфликта как такового нет. У каждой из сторон своя правда, и в ГУ ИС вполне понимают жителей, но сделать для них ничего не могут. Бороться советуют двумя способами: обращаться в управляющую компанию с заявлением от всех жителей с просьбой пересчитать тариф. Гораздо действеннее – поставить счетчики на воду, тогда платить придется за реально потребленные кубометры воды, а не за многочисленные стирки соседей.
Как рассказал «НГ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, жителям района Дорогомилово нужно писать коллективный запрос в ЕИРЦ. «Они должны предоставить людям полную информацию о нормативах, а также порядке расчета за сверхнормативное использование ресурсов, – заявил он. – Кроме того, в письме жители района вправе указать, что до предоставления им информации о так называемых перерасходах оплачиваться коммунальные услуги не будут. До этого платить по такой бумажке ничего не надо». Кроме того, Дмитрий Янин предупредил, что подобным образом могут действовать и мошенники. «Были случаи, что на адреса людей приходили извещения о некрупных задолженностях в 200–300 рублей. Вот только номера счетов не принадлежали коммунальщикам, – рассказал он. – Так что людям надо внимательнее проверять свои счета, чтобы не нарваться на мошенников».