Николай Евтихиев считает, что автовокзал возле станции метро «Щелковская» удастся перенести и уменьшить автомобильные пробки в этом районе.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
У москвичей часто возникают вопросы к местным властям, ответить на которые могут только руководители на местах. Поэтому мы решили обратиться к каждому из глав административных округов столицы и задать вопросы, которые получаем от жителей этих районов. Первым встретился с корреспондентом «НГ» префект Восточного административного округа Москвы Николай Евтихиев. Он рассказал о строительстве дублеров Ярославского и Щелковского шоссе, переносе столичного автовокзала и ситуации вокруг закрытия Черкизовского рынка.
Новое место для автовокзала
– Николай Николаевич, известно, что планируется реконструкция парка «Сокольники». Как она будет вестись? Что за изменения ждут отдыхающих?
– Слово «реконструкция» в данном случае не подходит. Уместнее термин «приведение в порядок». Задач стоит огромное количество. Начнем с вывода с территории непрофильных предприятий, которые находятся там с советских времен. Нужно строить объездные дороги, приводить в порядок зеленые насаждения. За последние несколько лет уже было сделано очень много. Приведена в порядок центральная часть парка, восстановлены и открыты большой и малый розарии, сиреневый сад, идет реабилитация прудов.
Мы планируем перекрыть автомобильное движение по Поперечному просеку, для того чтобы обезопасить столетние лиственницы от грязного воздуха и вибрации тяжелых машин. Решение, как это сделать, найдено – будет строиться дублер Ярославского шоссе, который пойдет вдоль железной дороги. К тому же это позволит разгрузить район Сокольников. Проект прошел слушания на общественном совете при мэре Москвы и уже ведется трассировка.
– Если мы затронули тему дублеров шоссе и загруженность столичных улиц, расскажите о проекте дублера Щелковского шоссе.
– Поводом для строительства послужил планируемый перенос автовокзала у станции метро «Щелковская». Из-за вокзала тормозится реконструкция близлежащих районов, но перенести его мы очень долго не могли, потому что вокзал является собственностью Московской области, которая отказывалась от любых переговоров. В результате было принято такое решение: город сам построит новый автовокзал и постепенно переведет туда все маршруты автобусов. А старый автоматически закроется. Под будущий вокзал будет отдано место недалеко от станции «Черкизовская» Московской кольцевой железной дороги в промзоне Калошино, рядом с четвертым транспортным кольцом. Когда мы рассматривали транспортную схему, поняли, что, проведя реконструкцию 2-го Иртышского проезда, мы получим новую дорогу, которая подходит прямо к новому вокзалу и соответственно к строящемуся четвертому транспортному кольцу. Сейчас уже есть постановление правительства Москвы. Таким образом, автовокзал и дублер значительно разгрузят Щелковское шоссе. В этом году должны закончиться проектные работы. Строительство начнется в следующем и завершится в 2010 году.
– А когда будет перенесен сам автовокзал?
– Предпроектные проработки завершены. Во втором квартале этого года должны быть закончены градостроительные обоснования и начнется проектировка. Я думаю, что через год мы выйдем на конкурс по выбору строительного подрядчика. Скорее всего это будет инвестиционный проект. Терминал и транспортные составляющие будут в собственности города, а, например, гостиница вполне может быть частной.
– Черкизовский рынок собираются закрыть и снести уже давно. Есть какие-то подвижки в этом вопросе?
– Действует распорядительный документ правительства Москвы, который гласит, что до конца текущего года рынок будет убираться этапами. В прошлом году мы снесли около 20 тысяч квадратных метров. Осталось значительно больше. В апреле будет демонтирован еще один павильон, который закрывает проход к залу тяжелой атлетики. Причина такого долгого сноса простая – не было проекта планировки всей территории. Его удалось утвердить только в ноябре прошлого года. Согласование шло полтора года потому, что большая часть территории не московская, а федеральная.
– Каковы перспективы застройки и когда будут расселены коммунальные квартиры округа?
– Понимаете, у нас, как и в большинстве округов, свободных площадок уже нет. Последнюю из них, в Кожухове, мы уже застроили. Все объемы в ближайшие годы будут вводиться за счет реконструкции кварталов. На данный момент у нас около десяти проектов планировок. Работы уже идут. Например, в Измайлове и в Гольянове в прошлом году снесли пять домов, сейчас расселяем еще один дом. В этом году планируем начать работы в Богородском. В следующем – в Новогирееве.
По нашим оценкам, мы должны строить путем реконструкции кварталов сложившейся застройки около 800 тысяч квадратных метров в год. Это связано с тем, что в округе очень много старого жилья, тут мы на втором месте после Центрального округа. Задача поставлена – избавиться от всего пятиэтажного жилого фонда. Это, в свою очередь, автоматически решит проблему с расселением коммуналок. Мы уже знаем, как избавиться от пятиэтажек в Косино-Ухтомском и в Ивановском. В скором времени определимся с Сокольниками и Преображенкой. Хотя обольщаться не стоит. В городе 45 миллионов квадратных метров пятиэтажек, и, по нашим оценкам, даже при ускоренных темпах реконструкции мы будем сносить их в течение 15 лет. Так что жителям девятиэтажек придется подождать до окончания этого срока.
Снос девятиэтажек возможен только в качестве исключения, как, например, в микрорайоне «Калошино-А» в Гольянове, где планируется снести четыре девятиэтажки. Или в районе бульвара Маршала Рокоссовского в Богородском. Там должны быть построены дома по программе помощи обманутым соинвесторам и в трех девятиэтажках поблизости могут быть не соблюдены нормы инсоляции. Мы их тоже снесем, а людей переселим в новые дома.
Колхозным рынкам быть
– Жители Измайлова жалуются, что на 2-й Советской улице вокруг Серебряно-Виноградного пруда за несколько последних лет появилось огромное количество всевозможных кафе и ларьков. Пруд серьезно загрязнен...
– На комиссии по самострою мы приняли решение о сносе всех этих «шалманов». Они незаконны и, как правило, были построены в середине 90-х годов. Мы вообще стараемся сокращать уличную торговлю. Кроме того, эта земля вошла в зону заповедника «Усадьба Измайлово». Решение есть, и в этом году мы все там очистим.
– Закрытие колхозного рынка на 3-й Парковой улице вызвало у привыкших там покупать продукты людей недовольство. Будет ли ему какая-нибудь замена?
– Рынок останется. На этом месте будет построен двухэтажный крытый торговый комплекс. Первый этаж будет отдан под сельскохозяйственный рынок, а на втором разместится специализированный рыбный рынок, так как строит Мосрыбхоз. Года через полтора люди смогут ходить за покупками в привычное место. Кстати, такая же история будет и с Преображенским рынком. Он уйдет с территории Преображенского монастыря и разместится по соседству, на Преображенском Валу, на месте филиала четвертого автобусного парка.
– Давайте затронем еще такой вопрос, как очищение дворов домов от гаражей-ракушек. И как обстоят дела со стоянками и паркингами?
– Вообще это одна из наболевших тем. И это во многом чисто московская беда. Дворы действительно замусорены гаражами-ракушками, причем зачастую стоящими как попало и загораживающими проезд и проход. Мы с ней боремся. Ведь для того, чтобы убрать одну ракушку, приходится идти в суд. Все это, естественно, занимает очень много времени. В год мы убираем несколько тысяч ракушек. А по поводу строительства паркингов могу сказать одно – идет полным ходом. В прошлом году построили 16 тысяч машино-мест. Вроде бы цифра большая, однако, учитывая то, что у нас в округе 400 тысяч автомобилей, этого явно недостаточно. Принимаем дополнительные меры: теперь даже в муниципальных домах предусматриваются подземные парковки. Пытаемся активизировать строительство легковозводимых паркингов. До недавнего времени главным тормозом была сложная процедура получения разрешений на строительство. Независимо от того, что строится – легкий паркинг или огромный жилой комплекс, – нужно было собирать одинаковый пакет документов. Но с этого года порядок подготовки документации на строительство типовых и модульных паркингов значительно упрощен.