Российский климат не помеха для велолюбителей.
Фото Артема Житинева (НГ-фото)
В конце весны – начале лета в Центральном административном округе столицы могут появиться велосипедные стоянки, а позднее и отведенные для езды дорожки. Любители двухколесного транспортного средства считают, что передвижение по столице на велосипеде может решить проблему пробок и экологии. По мнению экспертов, пересадить Москву на велосипеды не позволят столичные реалии, однако признают, что это существенно бы разгрузило город от пробок.
Первый шаг навстречу столичным велосипедистам сделали в префектуре Центрального округа, включив вопрос о создании велопаркингов и велосипедных дорожек в концепцию развития ЦАО г. Москвы до 2012 года. «Точное появление этих новинок будет известно только в апреле, когда закончится проработка этой части концепции, – сообщила «НГ» пресс-секретарь Юлия Щеповских. – Однако могу отметить, что ввести велостоянки, которые будут располагаться в основном около входов в метро и на площадях, попросили жители округа. Мы же, в свою очередь, просто откликнулись на их просьбу». Кроме того, в концепции подразумевается появление и велодорожек, под которые будет скорее всего выделяться специальная полоса на дороге. Возможно, решатся проблемы и «безлошадных» москвичей – специально для них появятся прокаты велосипедов.
Столичные велосипедисты поддерживают усилия властей. По их словам, раньше для велосипедистов в Москве делалось очень мало, если не сказать ничего. «Если едешь по тротуару, люди это воспринимают как вызов себе, ругаются, гонят на трассу, где, по их мнению, и место велосипедистам, – говорит москвич Андрей Грачев. – А на дороге попросту страшно. В Москве водители не замечают никого, кроме себя. Да и ездить по краю дороги практически невозможно, там машины парковать принято». По его мнению, если власти города и дальше будут идти навстречу велосипедистам, то количество их возрастет. При этом рост спроса на велосипеды в столице отмечается уже сейчас. Как рассказал «НГ» менеджер по продажам одного из крупных спортивных магазинов, покупатели перестали делиться даже по возрасту. «В начале весны люди приходят к нам толпами, продаем по три-четыре велосипеда в день, – рассказал он. – И если раньше основными покупателями у нас были тинейджеры, то теперь берут эти транспортные средства и люди более почтенного возраста».
Велосипедисты считают, что если культивация двухколесного транспорта будет продолжаться, то со временем будут решены и две главные проблемы Москвы – пробки и экология. «Посмотрите на страны Европы, там водители, пешеходы и велосипедисты живут бок о бок спокойно. Если бы у нас была хотя бы половина тех условий, которые есть там, людей, которые отказываются от машин, стало бы еще больше, и не было бы ни пробок, ни толкотни в метро, – говорит Андрей Грачев. – К тому же, если москвичи пересядут на велосипеды, то и город будет чище, так как выхлопных газов от этого транспортного средства никаких».
Однако эксперты утверждают, что в московских реалиях не может идти и речи о создании велосипедных дорожек на трассе, велостоянок и проката из-за российского менталитета. «На Западе другая культура вождения. Велосипедисты там являются полноправными членами дорожного движения, в Москве все не так, – считает профессор кафедры «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Александр Романов. – У нас хотя и прописано в Правилах дорожного движения, что велосипедист имеет преимущество перед другими видами транспорта, это все равно никто не соблюдает. О чем говорить, если люди устраивают стоянки на тротуарах и умудряются давить там же пешеходов». Также профессор отметил, что, кроме морали, Запад отличается и техническим оснащением дорог. «Специальная разметка для велосипедистов, дорожные знаки, специальные светофоры, у нас же этого ничего нет. Да и около каждой стоянки нам придется ставить будку охранника, чтобы велосипеды не украли, – говорит Александр Романов. – Хотя в принципе – это перспектива для московских дорог. Если хотя бы часть столичных граждан пересядет на велосипеды, пробок станет существенно меньше».
Велосипедными дорогами
В Европе и США велосипедистам не приходится задумываться, где им ездить и оставлять свое транспортное средство. Например, в Сан-Франциско 63 мили велодорожек. С ростом числа жителей пригорода весь общественный транспорт переоборудовали так, чтобы на нем можно было возить велосипеды. В Амстердаме 40% населения передвигается на двух колесах. Кроме того, в столице Нидерландов возле вокзала вскоре появится специальный гараж на 10 тыс. велосипедо-мест, в котором можно будет оставлять железного друга, отправляясь в дальние поездки по стране. В Берлине чиновники собираются довести велонаселение до 10%. В 2007 году 2,5 млн. евро было потрачено, чтобы создать велодорожки. Сейчас в столице Германии 80 км велопутей на главных дорогах и 50 км – на тротуарах в переулках. В Дании 32% трудящегося населения ездит на велосипедах на работу. В ближайшие три года Копенгаген планирует в три раза увеличить бюджет на развитие велоинфраструктуры. Сейчас большинство дорожек не только отделены от автодорог специальной разметкой, но и имеют собственные светофоры. В городе есть бесплатная сеть проката велосипедов, и, отдав небольшой залог, можно взять двухколесный транспорт напрокат. Деньги возвращаются туристу, когда велосипед сдается владельцам.