Ремонтные работы на столичных улицах идут круглогодично.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Несмотря на снег и грязь на московских улицах, автомобилисты продолжают изо дня в день сталкиваться с дополнительной помехой – ремонтом дорог. Практически каждый участок латания дорожного покрытия неизменно становится причиной огромных пробок, а качество зимнего асфальтирования не может не вызывать сомнений. При этом городские службы продолжают настаивать на том, что особых проблем с дорожным покрытием нет, а ремонтные работы на зимних улицах – нормальное дело.
Искусство получать деньги
Еще в начале марта на заседании столичного правительства мэр Москвы Юрий Лужков заявил о том, что ремонт городских дорог в прошлый зимний период проходил неудовлетворительно. «Мы запретили капитальный ремонт дорог зимой. Но ямочного ремонта никто не отменял, и мы вышли из зимы с тремя с половиной тысячами таких точек, – говорил он. – Кто нам мешает этого избежать? Мы владеем технологией литого асфальта, но она у нас почему-то не работает». Сумма, запланированная в постановлении правительства Москвы от 15 мая 2007 года за номером 384-ПП на ремонт дорог в 2007 году, составила почти 7 млрд. рублей. Согласно документу, на капитальный ремонт дорог столичные власти выделили 4,65 млрд. рублей, на текущий ремонт было запланировано направить 2,31 млрд. рублей.
Но несмотря на столь внушительные отчисления, столичные водители далеко не в восторге от состояния дорог.
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, ремонт дорог за пределами строительного периода (строительным называют период с 15 апреля до 15 октября, когда по ГОСТам можно проводить ремонтно-строительные дорожные работы. – «НГ») проводится исключительно в целях получения чиновниками выгоды для себя. «Ремонт дорог летом никакой прибыли не приносит, зато зимой очень хорошо пополняет чиновничий карман, – говорит Виктор Травин. – Во-первых, зимой выше тарифы. А во-вторых, если заасфальтировать дорогу летом, она простоит пять лет, а если зимой, то дай бог – полгода, и на следующую зиму можно опять требовать деньги. У меня такое ощущение, что ремонт дорог идет круглогодично».
У председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина даже экстренный ремонт зимой вызывает подозрение. «Могу сказать как водитель, что подобные ремонтные работы чрезвычайно мешают. Я разговаривал со многими специалистами, и они считают, что это выброшенные на ветер деньги, – сказал Виктор Похмелкин. – Рассуждая логически, если летом произведен ремонт, а зимой приходится переделывать, это может означать только одно – работы были произведены безобразно. Вы посмотрите: во всей Европе уже давно капитальный ремонт дорог проводится раз в 10–15 лет, а у нас он чуть ли не ежегодный, – констатирует эксперт. – Хотя денег тратится скорее всего в разы больше». Вызывает недоверие у нашего собеседника и так называемый ямочный ремонт. Он считает, что толка от временных заплаток нет, так как они быстро сходят. «Это мероприятие – вообще российская выдумка, – считает Похмелкин. – А после этих зимних ремонтов у нас страшная «колейность». Создается ощущение, что кто-то намеренно делает свою работу плохо, чтобы потом вновь получить на нее деньги и сделать так же».
Все – в графике
В свою очередь, начальник лаборатории Российского дорожного научно-исследовательского института (РосдорНИИ) Юрий Розов не видит ничего страшного в проведении зимних дорожных работ. Как сказал «НГ» специалист, за пределами строительного периода вести работы можно. Правда, затраты будут значительно больше. «Действительно, для дорожных работ существуют очень строгие ограничения по температуре и влажности, – говорит Юрий Розов. – Насколько я знаю, дорожники придерживаются строительного периода». При этом, по его словам, основные работы далеко не всегда связаны с ремонтом дорожного полотна. «В городе дорожное строительство отличается от строительства и ремонта дорог загородных. В первом большая часть денег уходит на перекладку и ремонт коммуникаций, а их можно выполнять круглогодично, – сказал он. – Кроме того, есть работы, связанные с бетонными ограждениями: установка бортов, балок. Их тоже можно выполнять и при отрицательной температуре».
По словам пресс-секретаря Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Марины Орловой, запланированный на этот год капитальный ремонт дорог был в основном завершен еще 20 августа. «Затем изыскали деньги, на которые провели дополнительные работы. Они были закончены где-то в конце сентября, – рассказала «НГ» Марина Орлова. – Зимой у нас на дорогах нет капремонта, речь идет только об аварийных работах – когда появляются ямы и широкие трещины. Для подобного ремонта применяется так называемый «холодный» асфальт, он очень дешевый. Кроме того, такой материал можно укладывать в любую погоду и даже в необработанные ямы и трещины».
Еще один наш собеседник, начальник Дорожной инспекции Объединения административно-технических инспекций Москвы Елена Воропаева, сообщила, что ОАТИ вместе с УГИБДД постоянно проводят выборочные проверки качества содержания дорог. «В первую очередь фиксируются аварийные разрушения асфальтобетонных покрытий, то есть те, которые превышают минимально допустимые по ГОСТу 60х15х4 см», – рассказала она.
Также Елена Воропаева отметила, что в этом году специалистам Дорожной инспекции ОАТИ работать стало намного легче. Это связано с тем, что с 15 мая в соответствии с постановлением правительства Москвы № 384-ПП почти весь город перешел на комплексное содержание дорог. «Если раньше проводились конкурсы под определенные объемы работ, то теперь текущим ремонтом занимаются те же организации, которые убирают магистрали, – сообщила она. – Им даются определенные деньги, и чем быстрее и качественнее они проведут профилактический ремонт, тем больше сэкономят. Уже сейчас можно говорить о том, что переход на комплексное содержание дает положительный результат».
Наш собеседник полагает, что основным фактором разрушения дорог в Москве является неустойчивая погода московских зим. По ее сведениям, наблюдаемые в эти дни резкие перемены температур увеличили объем разрушений дорог по сравнению с первой декадой ноября в 1,5 раза.
Зоны особого невнимания
Корреспондент «НГ» провел небольшой опрос среди столичных водителей и выяснил, где затруднено движение на столичных и подмосковных трассах в связи с проведением дорожных работ. Самыми «популярными» в этом отношении трассами стали: Ленинградское шоссе в промежутке между станциями метро «Войковская» и «Водный стадион», Крестовский мост около станции метро «Рижская» (особенно в утренние часы со стороны области и вечером – наоборот). Мешает передвигаться ремонт на Карачаровской эстакаде на юго-востоке Москвы, который, по словам местных жителей, ведется больше полугода. Схожие проблемы и в ближайшем Подмосковье, например на Осташковском шоссе: перед деревней Бородино на выезде из области давно ведется ремонт. «Там уже ездить страшно, – рассказывает жительница военного городка Мытищи-16 Наталья Бычкова. – Все вынуждены передвигаться по объездной дороге, идущей практически в овраге. Там постоянные аварии, были и смертные случаи, а работа как будто «подмерзла».
Комментируя эти жалобы, Елена Воропаева подтвердила нам, что ремонтные работы продолжаются как на основных магистралях, так и на улицах префектурного значения: «На улицах, которые были отремонтированы три и более года назад, периодически появляются разрушения. На данный момент у нас по Москве на контроле 234 таких места. Хуже всего показатели по ремонту в Северном округе столицы, который еще не перешел на комплексное содержание».