Профессиональная часть "КомМиссии" завершилась, а вот экспозиционная часть программы продлится до конца этой недели в Зверевском центре современного искусства. Так что у желающих обозреть творчество ведущих отечественных комиксистов есть еще четыре дня. Кстати, менеджеры Зверевского центра удивлены беспрецедентно большим наплывом посетителей. Это - к вопросу об "актуальном" искусстве, ведь в нынешних арт-галереях аншлаги -событие редкое и, как правило, вернисажное. На "КомМиссии" аншлаг выплеснулся за рамки "открытия", на котором было и вовсе не протолкнуться.
Разница не только в числе, но и в атмосфере. Пафос комикса -- быть внятным и доступным, отсюда - открытость, доброжелательность и отсутствие снобизма у комикс-мейкеров, чем остальная часть московской арт-тусовки похвастаться не может. Здесь - главная особенность комикс-фестивалей, представляющих тиражный, а не коллекционный "арт". Выставка в Зверевском центре, например, называется "Комикс как жанр современного искусства" - вполне традиционное "галерейно-музейное" название. Но экспонаты комикс-выставки должны быть проданы не в музей, и не в другую галерею, а издателю, задача которого сделать их массово доступными.
Первая "КомМиссия" еще несет на себе родимые "галерейные" пятна, что и понятно, и простительно: комикс-художники впервые получили возможность собраться и выставить свои работы. Такая акция для них - что именины сердца┘ Но "художественная" часть перевесила "издательскую" потому еще, что уровень развития тиражной комикс-индустрии совершенно не адекватен у нас уровню развития комикса как искусства. "КомМиссия" это ясно показала - в России есть профессиональное и активное сообщество художников-комиксистов, чье внушительное портфолио остается не востребованным. Фестиваль похоронил миф о том, что у нас "мало хороших комикс-художников". Художников как раз не мало. Мало комикс-издательств, а те, что уже есть, испытывают, во-первых, большие трудности с распространением, во-вторых - с трудом представляют себе уровень коньюктуры и рисков при запуске тех или иных проектов.
Особенность зарождающейся российской комикс-индустрии в том, что источник ее роста - не в массовом и неожиданно возникшем спросе на комикс, как это было в случае с комиксом американским, пришедшим в массы со страниц общенациональных газет, а в энтузиазме фанатов жанра: художников, продюссеров, сценаристов и редких спонсоров, готовых, так сказать, "вложиться в детство". Но энтузиазм -- вещь не растяжимая и может закончится на уровне распространения продукции, потому что для российских торговых сетей комикс - зверь непредсказуемый и непонятный. На эту проблему жалуются все без исключения комикс-мейкеры. Ясно одно: начинать с уговоров бесполезно - распространители требуют денег на бочку (и не малых). А вот разогреть рынок с помощью продуманных пиар-акций, в том числе и таких как фестиваль, сыграть на экзотике жанра, изменить "отрицательные" ожидания ("комикс - для тупых") на "положительные" ("а почему бы и не купить комикс?") - задача выполнимая. Тогда и с распространением проблема рассосется, и никто вспоминать про нее не будет. Пока же основная ставка в проталкивании комикса на рынок делается на издание лицензионных американских серий (так делают "Ровесник" и "Дед Мороз" с cериями "GEN 13", "Фантастическая четверка", "Человек-паук", "Люди Х" и т.д.). Пожалуй, это разумный и самый простой ход. Другое дело, что на подобном ходе можно и зациклится.
Другая перспективная стратегия - осторожное выращивание одного-двух комикс-сериалов силами небольшой дизайнерской компании, в которой работают фанаты комиксов. Так поступает один из организаторов "КомМиссии" студия "BIGANT comics" (стильная хип-хоперско-хулиганская серия "Z-index" и детский комикс "Барклай").
Третья стратегия - организация мощной комикс-команды, добывающей себе на пропитание дизайном и рекламой (пока). Так делает локомотив "КомМиссии" Хихус - идеолог "Людей Мертвой Рыбы" и шеф студии "Comix".
В ближайшие год-два здесь мало что изменится. Хотя делать прогнозы в отношении российского комикса - вещь опасная. Еще год назад у нас было два-три комикс издательства, а сейчас их - 15. Туда же - образованная недавно Гильдия издателей комиксов России и фестиваль "КомМиссия". Наконец, осенью на совершенно пустом месте возникла "Российская комикс-корпорация", запустившая в производство сразу несколько серий. Глядишь, и обещанное столкновение "Художник vs издатель", не состояшееся на первой "КомМисии", состоится на второй. Пока же дело ограничилось советами юриста, как художнику защитить самого себя и свои гениальные идеи от заказчика. Лучший способ, как выяснилось - запечатать эту идею в конверт, послать самому себе ценным письмом и ждать того самого "часа-икс". Чтобы раньше не взорвалась.