Яков Шехтер, Самоучитель каббалы / Комментарии и пояснения Анны Файн. – Одесса: Астропринт, 2019. – 292 с. |
Как бы общеизвестно, что каббала управляет ангелами, источает чудеса и обладает многообразными полезными свойствами. Но в своей книге (а это проза, сборник рассказов) Яков Шехтер утверждает, что сие лишь внешние, «диковинные и удивительные происшествия – не более чем оболочка, скрывающая таинственный мир духовности».
Оксюморонная ирония брезжит уже в названии – «Самоучитель каббалы». Само понятие этого искристого слова, глубинная, икряная его суть – «получение». Каббала обязательно передается учителем и получается учеником, который «нахватывается искр» и духовно прозревает, в одиночку же, самопально сделать это невозможно.
В своих комментариях Анна Файн называет этот сборник‑сосуд книгой исчезновения: «Можно сказать, что книги, которую вы держите в руках, просто не существует. Она пригрезилась, она нереальна… Борхес придумал вечно текущую книгу песка. Нечто подобное вы видите перед собой».
Яков Шехтер нынче наверняка наиболее еврейский писатель, пишущий по‑русски, этакий кириллицын сын Шмуэля Агнона и Башевиса Зингера. Он ежедневно живет, неустанно обитает в обетованном мире Талмуда, периодически погружаясь в эзотерику каббалы – и затем эти знания переносятся в его прозу. Рассказы и романы Шехтера образуют для читателя своеобразные «ступени постижения», книжную лестницу Якова.
Аннотация отмечает: «Отличительная особенность его прозы – отыскание и вскрытие незримых связей между случайным словом и его отдаленными последствиями – область на границе филологии и теологии. Подчас это создает удивительные столкновения, параллели и конфликты, ранее неведомые литературе, и здесь Яков Шехтер, пожалуй, новатор».
Каббала как поиск искр, получение лучей постоянно присутствует в прозе Шехтера, которая видится мне серьезной, бисерной и неизменно занимательной интеллектуальной игрой, где прилежному читателю положено набирать баллы. Здесь и теология живописна, словно всеобщие письма к «брату Тео» – романы, посланные на вселенскую деревню, для тех, кто понимает и стремится понять больше, подняться выше, копать глубже. Не зря израильскую мифологию Шехтера сегодня привечают и читают повсюду – в России и Одессе, Германии и Нью‑Йорке…
Главное, что Яков Шехтер умеет писать интересно, захватывающе – происходит некое «закабаление» читателя. Причем текст, несмотря порой на явную изысканность, поглощается, я бы сказал, легко и радостно, вот кусочек стиля Шехтера: «Впрочем, слово «съедались» плохо отражает сущность полного совпадения ожидаемого с достигнутым, неуловимого перетекания из тарелки в рот, мгновенного всасывания, неизъяснимого блаженства нёба, ликования языка, счастья вкусовых рецепторов и безудержного наслаждения желудка». Воистину – ликование языка!
Самоучиться, самоучиться и самоучиться! Фото Владимира Захарина |
Книга Шехтера с комментариями Файн, словно фаршированный Левиафан, полна цимесно напичканного знания, перекрученной линейности мира – он многомерен и необъятен, надо только внутренне вглядеться, настроить душу на получение лучей.
Яков Шехтер попросту повествует нам о раввинских текстах неизмеримой сложности, например о таких, что «полностью состоят из аббревиатур, каждое слово, на самом деле, представляет собой почти предложение». Неприступная сокровищница сокращений – и какая могучая энергия высвобождается при распаде слов!
Шехтерова «каббала» также осуществляет духовное облучение читателя – и он послушно, яко колобок, катится за книгой Якова. Кто‑то, конечно, недоверчиво пробормочет, что вся каббала делается в Одессе на Малой Арнаутской улице, но ведь и луна, как научно установлено, таки делается если не в Гамбурге, так на мысе Канаверал во Флориде…
Анна Файн, комментируя тайные течения прозы Шехтера, приводит пелевинскую метафору из «Затворника и Шестипалого» – упражнения с гайками, накачивание духа, то есть медитации, без всякой циновки ведущей к просветлению и самосовершенствованию.
Однако мне в моем тель‑авивском чулане при получении лучей, сиречь при чтении Шехтера, вспомнился и Рэдрик Шухарт из «Пикника на обочине» – еще задолго до пелевинских духоподъемных цыплят он тоже упражнялся с гайками – разбрасывал их в Зоне, искал опасные области «повышенной гравитации», образно говоря, места особенной обывательской тяги к земному, низменному, а не возвышенному, духовному.
Жизнь человечья, как неоднократно и расхоже отмечалось, – дорога дорог, садок разбегающихся тропок, многостраничное странствие, паломничество в Иерусалим небесный.
И пишет Яков Шехтер: «Эта книга предназначена для тех, кто делает первые шаги по пути духа, тех, кто готов всмотреться в себя – ужаснуться, восхититься, успокоиться и понять. Понять, кто он такой. Понять для того, чтобы начать движение». И напослед, нам остается вместе с автором упорно повторять – самоучиться, самоучиться и самоучиться!
Тель‑Авив
комментарии(0)