Вас научили, что это безобразно, и вы научились. А зря. Фото Евгения Лесина
Дмитрий Данилов. Человек из Подольска: Пьеса.
– Новый мир, 2017, № 2.
Пьесы в литературных «толстяках» нынче практически не печатаются. Конечно, продолжает свое существование журнал «Современная драматургия», выходящий четыре раза в год, однако в «Октябре», «Звезде», «Волге» и многих других классических «толстяках» пьесы отсутствуют. Исключения, впрочем, случаются. Драматические произведения иногда публикует «Урал». Тут надо отметить, что в XXI веке этот журнал возглавляют драматурги: до августа 2010 года главным редактором работал Николай Коляда, а затем на смену ему пришел Олег Богаев. Пьесу мы найдем в недавнем «детском» тематическом номере «Дружбы народов». Чуть раньше рубрику «Драматургия» решил возродить коллектив «Сибирских огней», в редакционном предисловии к пьесе Кристины Кармалиты, вышедшей в сентябрьском выпуске 2015-го, объяснив: «Драма – один из основных родов литературы, а природа ее двойственна: драматические произведения существуют как в литературном поле, так и в сценическом пространстве. Это своеобразие часто и становится причиной невнимания к пьесам со стороны литературных журналов» и вспомнив, что драматургия встречалась в самых первых выпусках «Сибирских огней» (к слову, журналу в марте исполнится 95 лет). Правда, в постоянную возобновленная рубрика не превратилась. В «Новом мире» пьесы, бывало, печатали: к примеру, в своем архиве я нашел пару номеров журнала начала 2000-х с драматическими произведениями Бориса Акунина.
Одной из самых заметных публикаций февральского выпуска «Нового мира» за 2017 год стала пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Новые произведения Данилова в этом издании появляются достаточно регулярно. Проза, поэзия… Дело дошло до драмы. Перед знакомством с пьесой возникли ощущения, что схема ее окажется такова: Дмитрий Данилов сперва на автобусе номер 14, затем на метро, далее на электричке едет в подмосковный Подольск, скажем, на матч местной футбольной команды и на маленькой трибуне маленького стадиона, где собрались от силы два десятка болельщиков, он познакомится с местным жителем. Ощущения обманули: из всех предсказаний сбылась лишь электричка, на которой главный герой – парень чуть за тридцать – изо дня в день ездит на работу, изо дня в день не замечая из окна вагона ничего стоящего внимания: «Чем там можно интересоваться?»
За это и поплатится! Господа полицейские, задержавшие Человека из Подольска, научат его родину любить. Даниловский стиль и жизненные принципы узнаваемы. Вроде бы абсурд: «господин старший лейтенант», допрашивая персонажа, хочет выяснить, каково население Подольска, когда он получил статус города и что все-таки видит задержанный из окна электрички по пути на работу. Ответов у героя нет. В его лице автор демонстрирует нам черты определенной части нынешней молодежи: в институт поступают только ради диплома, работу свою не любят, интересуются лишь поверхностными вещами и во всех своих злоключениях винят ни в коем случае не себя. Ну, действительно, за что можно полюбить промышленный город к югу от столицы? Это же не Амстердам! Ай, не скажите, – готов поспорить Данилов: «Вас научили, что пряничные домики XVII века на амстердамских каналах – это красиво, а хрущевские пятиэтажки – безобразно. Вас просто этому научили, и вы научились. На самом деле это не так. И пряничные домики, и пятиэтажки одинаково прекрасны». Как и в своих романах, очерках и стихах, автор продолжает находить прекрасное в обычном: в хрущевках, заводских зданиях, бетонных заборах. Такая вот сравнительная география, «ай, лёлэлёлэлёлэ»!