ЖИЗНЬ, ГДЕ РАЗБИВАЕТСЯ МЕЧТА
Себастьян Даншен. Элвис Пресли.
– М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2012. – 358 с.
На первый взгляд герой книги – воплощение американской мечты, то, что называется self-mаdе man – человек, который сделал себя сам. В прямом смысле слова. Он стартовал к вершинам с самых низов общества. Кажется, актер Кирк Дуглас – еще один символ американской мечты – как-то обмолвился: «Я вышел из жалкой нищеты. Я мог двигаться только вверх».
Что же, сын старьевщика Дуглас стал великим актером, а Элвис Пресли (1935–1977) – типичный представитель «белого отребья», или «деревенщины с холмов», как называли полунищих жителей южных штатов, стал великим певцом.
Книга французского биографа Пресли Себастьяна Даншена рассказывает историю такого пути наверх. Вот молодой водитель грузовика (один из многих способов заработка, который испробовал Элвис, стремясь помочь семье), который пробует себя в качестве певца-любителя. И – о чудо! – Пресли замечен студией Сэма Филлипса «Сан». Казалось бы, это и есть полет к мечте: в тот же год «Голубая луна Кентукки» расходится тиражом 20 тыс. штук. А еще через пару лет тираж сингла «Отель, где разбиваются сердца» составил уже миллион экземпляров, став первым золотым диском Короля рок-н-ролла. Дальше покупка имения Грейсленд. Сложно поверить, что за четыре года до того наш герой еще трудился разнорабочим. Вскоре наступило и официальное признание – в штате Теннесси был учрежден День Элвиса Пресли, Пресли был официально принят президентом Ричардом Никсоном в Белом доме…
Но в отличие от того же Дугласа назвать жизнь Пресли американской мечтой сложно. Да, действительно, Король рок-н-ролла создал себя сам. Только оборотной стороной этого фантастического взлета была трагедия яркой личности, завершившейся смертью от передозировки наркотиков в столь любимом певцом Грейсленде. Даншен, пожалуй, излишне подробно касается личной жизни Пресли – отношений с женами, постепенно усиливающихся проблем с психикой и наркотиками. А последние преследовали звезду практически на протяжении всей карьеры. Смерть матери незадолго до отъезда музыканта в Германию, где он отбывал воинскую повинность на американской базе во Фридберге, вынудила Элвиса принимать большое количество антидепрессантов, которые со временем вызвали у него роковую зависимость.
Впрочем, сам полет к славе и признанию, несмотря на всю стремительность, тоже был не так уж легок и безоблачен. Манера исполнения, выбранные певцом темы вызывали раздражение у части клерикальной общественности. Здесь можно провести еще одну параллель – на этот раз с сэром Эндрю Ллойд Уэббером, который подвергся нападкам за «Иисус Христос – суперзвезда». Правда, некоронованный король на международной музыкальной арене, как называют сэра Эндрю, спор закончил жестко и кратко: «Похоже, мы говорим о разных богах. Мой Христос может играть рок, а ваш – нет». Пресли не был столь категоричен. Но и ему в итоге удалось переломить ситуацию в свою пользу.
Жаль, что Элвис не сумел изменить аналогичным образом свою личную жизнь. И самому создать собственную американскую мечту, как это сделал Кирк Дуглас.