Борис Юльский. Зеленый легион.
– Владивосток: альманах «Рубеж», 2011. – 560 с.
Альфред Хейдок. Звезды Маньчжурии.
– Владивосток: альманах «Рубеж», 2011. – 336 с.
Михаил Щербаков. Одиссеи без Итаки.
– Владивосток: альманах «Рубеж», 2011. – 480 с.
Справедливости в культуре нет. Всегда кто-то кого-то затмевает. Конечно, Александр Блок – гений. Но в его тени оказались совсем не графоманы в лице Иннокентия Анненского или Георгия Иванова. Или возьмем русское зарубежье. Его европейская часть доминирует в общественном сознании над восточной. Конечно, в Берлине, а затем Париже блистали такие гении, как Владимир Набоков, Николай Бердяев, Сергей Рахманинов. Но и среди «восточников» были пусть не гениальные, но, безусловно, талантливые писатели.
Издательство «Рубеж», выпустившее шесть лет назад собрание сочинений наиболее яркого поэта и писателя восточной ветви Арсения Несмелова (Митропольского), сейчас в рамках серии «Восточная ветвь» дает читателю возможность познакомиться с еще тремя литераторами-изгнанниками, заявившими о себе в Китае.
Интересен писатель Борис Юльский (1912–1950?). Он мастерски показывает отличия в психологии поколений (новелла «Парашютист»). Сам по возрасту не служивший в Белой армии, Юльский тонко рисует образы своего ровесника, детство которого пришлось на Гражданскую войну, и сына эмигранта, родившегося уже в изгнании, которые служат в русской горно-лесной полиции в Маньчжурии (была и такая!). Портреты выстраиваются на сравнении их юношеских увлечений. Еще довольно молодой (36 лет) рассказчик когда-то мечтал стать моряком. А для его юного четырнадцатилетнего визави это «неинтересно. Летать лучше». Он хочет стать парашютистом. Правда, эти разногласия нисколько не мешают их короткой дружбе (подросток получает смертельное ранение в перестрелке). Конечно, в рассказе нет ювелирной набоковской точности, способной частью сложносочиненного предложения дать полный и глубокий психологический портрет (помните, в «Защите Лужина» был школьный «тихоня, получивший лет шесть спустя Георгиевский крест за опаснейшую разведку, а затем потерявший руку в пору гражданских войн»?). Но и описание Юльского не лишено пронзительности.
Жизнь самого писателя оказалась не менее трагична. В 1945-м он был вывезен в СССР и отправлен в один из магаданских концлагерей. В 1950 году бежал из лагеря. Последующая судьба его неизвестна.
Лучше летать, чем плавать! Фото Евгения Никитина |
Альфред Хейдок (1892–1990) в отличие от Юльского сам вернулся в СССР, но в 1950-м тоже был арестован и шесть лет провел в заключении. Он очень тонко чувствовал мистическое, иррациональное начало в жизни, когда героев, как прапорщика Рязанцева из «Храма снов», «окружают полусумасшедшие, какие-то жуткие обломки людей, которых жизнь раздавила так же, как чудовищный танк давит раненных в бою». Можно воевать с наступающими мороками, но сражающийся обречен. Пусть не в мистическом обличье, а в виде разбойников-хунхузов они все равно победят героев (как того же Рязанцева). Пожалуй, Хейдок в чем-то предвосхитил «магический реализм» Маркеса. К сожалению, все возрастающее увлечение идеями Рериха – подаренный художником перстень он сохранил даже в лагере Абезь (где в свое время скончался знаменитый философ Лев Карсавин) – сделало в дальнейшем его прозу («Хэльга и другие рассказы») более эклектичной.
Михаил Щербаков (1890–1956) избежал депортации в Советский Союз, переехав из Китая сначала во Вьетнам, а затем во Францию (после окончания Первой мировой войны он какое-то время служил в Иностранном легионе и получил французское гражданство). Но пережитые потрясения привели к лечению в психиатрической клинике. Незаурядный поэт, прозаик и переводчик, он декларировал: «Если вам удалось создать в душе волшебный мир – храните его бережно, всеми силами, не сдергивайте с него покрывала! Даже если он только мираж и обман. Ибо жизнь без иллюзий слишком сера». Судя по всему, автору романа «Черная серия» и сборника стихов «Отгул» это не удалось. Он выбросился из окна в своей квартире в Булони.
Западная ветвь эмиграции – трагедия. Восточная ветвь – трагедия.
Нет справедливости.