МЕЖДУ «НИЧЕГО» И РУИНАМИ
Вестник РХД. № 198. 2011. – 242 с.
Новый номер журнала имеет довольно большой блок материалов, посвященных литературе. В принципе это неудивительно. Давно замечено, что отечественные писатели в общественном сознании нередко «замещали» собой институт священников. Не духовный пастырь, а литератор стал «учителем жизни». Томас Манн как-то даже заговорил о «святой русской литературе».
И взгляд Манна не исключение. В «Вестнике» приведен биографический очерк о литераторе и редакторе Брисе Парэне, который в престижном издательстве Гастона Галлимара вел «русскую» серию. Парэн вспоминал: «Я русифицировался, я нашел в России многое из того, что мне любо, ценности моего детства, простоту, жизнелюбие, чувство чести». С подачи Парэна были переведены и изданы дневники Льва Толстого и сочинения Ильи Эренбурга, Павел Мельников-Печерский и Исаак Бабель, Александр Грибоедов и Надежда Тэффи. Парэн дружил со многими писателями, философами и художниками русского зарубежья: Алексеем Ремизовым, Семеном Франком, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. В журнале приводятся письма Ремизова к Парэну, которого он называл на русский манер Брис Олегович. В них в числе прочего обсуждались переводы книг Ремизова и его ученицы и биографа, детской писательницы Натальи Кодрянской.
Не менее любопытна и републикация статьи Никиты Струве, посвященная обзору первого номера журнала «Новый мир» за 1961 год, впервые напечатанная в «Вестнике» 50 лет назад. Интересна она в первую очередь оценками. Вот наудачу несколько цитат: «Беллетристический отдел очень слаб: обширная повесть В.Войновича, бесхитростно озаглавленная «Мы здесь живем», читается поначалу легко: автор правдиво описывает материальное и нравственное одичание советской молодежи… Но из «ничего» повести не сделаешь. Как только читатель отдал себе отчет в том, что герои повести взаправду «здесь живут» и этим ограничиваются, то ему остается на выбор либо бросить чтение, либо промучиться до победного конца». И еще: «Благодаря Маргарите Алигер поэзия не целиком отсутствует: ее стихи, несколько растянутые, все же настоящая, хоть и не большая, поэзия, до которой еще далеко молодым поэтам вроде К.Ваншенкина и Ф.Искандера».
Мостиком от светских к собственно религиозным вопросам в журнале служит интересная статья Ольги Седаковой «Вопрос о человеке в секулярной культуре». Седакова обращает внимание, что следствием постмодернизма оказывается не только утрата индивидом собственной идентичности (что, собственно, уже не ново), но и акцентирование в культуре в первую очередь негативных черт общества. Последнее зачастую принимало анекдотические формы, когда, например, Жак Деррида заявил: «В начале были руины». Но ведь, прежде чем что-нибудь превратится в развалины, это что-нибудь должно быть построено.
Отдельный вопрос: каким образом можно (и можно ли вообще) преодолеть негативный тренд?
Из религиозно-философских материалов журнала хотелось бы обратить внимание на письма Георгия Флоровского к Сергию Булгакову, статьи Георгия Федотова, продолжение перевода трактата Симоны Вейль «Разные виды прикровенной любви к Богу», а также на небольшую заметку о, к сожалению, малоизученном историке религии Антоне Карташеве.
Такой вот получился номер «Вестника». Литература и религия. Есть журнал «Наука и религия». «Литература и религия» тоже хорошо.