0
1675
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.12.2010 00:00:00

Петит

Тэги: иванов, трагедия, прометей


иванов, трагедия, прометей

Бояна Сабо-Трифкович. Трагедия «Прометей» Вячеслава Иванова.
– Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2010. – 172 с.

Античность Серебряного Века

И для специалистов, и для простых читателей наследие известного поэта-символиста, философа, драматурга, переводчика, литературного критика, доктора филологических наук, одного из «идеологов» Серебряного века Вячеслава Ивановича Иванова (1866–1949) ассоциируется в первую очередь с поэзией и философией. Книга лирики «Кормчие звезды» и сборник критических статей «Борозды и межи» прочно закрепили за «Вячеславом Великолепным» репутацию изысканного стихотворца и незаурядного мыслителя.

Не то чтобы драматургия автора «Прозрачности» совсем не изучалась исследователями. Трагедии «Прометей», например, посвящено 24 работы.

Не так много, если учесть, что текст опубликован еще в 1919 году (замысел написания относится к 1900–1903 годам, а сама рукопись завершена в конце 1914 года). Но в то же время и не так уж мало. А ведь пьеса если и не программная, то значительная в творчестве Иванова. Поэт мыслил возрождение драматургии Серебряного века через возвращение к высоким античным образцам, в том числе и театра.

Книга современного сербского литературоведа Бояны Сабо-Трифкович – 25-я работа о пьесе Вячеслава Иванова. Она реконструирует историю создания «Прометея». Автором анализируются такие философские аспекты трагедии, как богоборчество, судьба, мифологема огня... Последняя, по справедливому замечанию исследователя, является ключевой в книге, определяя сюжет трагедии.

Ученый размышляет и над структурой повествования, над языком, символикой чисел. Интересно, например, что семерка, помимо привычного значения полноты, «взаимосвязанная с силой ненависти, является ключевым числом трагедии».

Сабо-Трифкович уделяет особое внимание интертекстуальным связям пьесы Иванова. В числе последних она вычленяет собственно античные источники (например, «Труды и дни» и «Теогонию» Гесиода) и драматургию XIX века («Освобожденный Прометей» Перси Биши Шелли, «Каин» Джорджа Гордона Байрона).

К сожалению, за пределами внимания Сабо-Трифкович остались интертекстуальные связи трагедии с прозой Федора Достоевского или с философскими штудиями Владимира Соловьева. А ведь богоборчество Ивана Карамазова больше повлияло на соответствующие аспекты ивановской трагедии, чем, положим, тот же Байрон. Да и идеи всеединства Соловьева в картине мира Иванова (а значит, и пьесе) важнее, чем Гесиод.

Такая вот получилась античность Серебряного века. Хотя вряд ли возможно новое появление древнего театра с его открытыми мраморными площадками и мощными хорами, резонирующими по ходу действия спектакля, как мечтал Вячеслав Иванов.

Скорее, переход на следующий уровень. Level complete.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
604
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2324
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1536
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1166

Другие новости