ОТСТУПИВШЕЕ ВРЕМЯ
Иосиф Гальперин. Бронзовый век. Избранные стихотворения.
– М.: Зебра Е, 2010. – 256 с.
В свое время талантливый мыслитель и сам незаурядный поэт Владимир Соловьев размышлял о том, стоит ли ему предлагать читателям «свои стихотворные бусы, когда существуют у нас: алмазы Пушкина, жемчуг Тютчева┘ бирюза Голенищева-Кутузова, кораллы, яшма и малахиты Величко»? Когда читаешь книгу современного московского поэта Иосифа Гальперина, то возникает мысль, что сборник стихов более пристало назвать именно «жемчужным», «бирюзовым» или «яшмовым» веком. Слишком уж они аристократичны, изысканны┘
Даже когда поэт касается бытовых картин, они предстают по-новому. И вот уже читатель ощущает запах «полнозвучной пахнущей травы», видит «потертый снег/ под фиолетовым неоном» или «как желторот над половодьем берег».
Ведь космическое, глобальное и индивидуальное, личное, в том числе и бытовое, оказывается в поэтической вселенной Гальперина единым. А потому «сгоревшие метеориты/ набились в глазное яблоко», а «Млечный Путь готов с ладони литься».
Такое соединение несоединимого (как тут не вспомнить «и невозможное возможно» Александра Блока) и придает реальность нашей истории. Даже против воли самого творца: «О другом, кто поблизости пилит,/ загоняет в размеры тайгу, –/ за «колючкой», за сроком, за пылью/ что он видит – сказать не могу». История обретает философские смыслы. Время отступает: «В полумраке песчаной спирали/ зиккураты, столпы, пирамиды/ грани времени истирали,/ не теряя объема и вида».
Хотя философскую лирику Гальперина более уместно назвать теологической. Он пишет о чувстве богооставленности. «Есть праздник Рождества, а Бога – нету./ Он не рождался. Видимо. Пока». Но это не богоборчество, а скорее констатация чувств современного человека. И его права на надежду.
Может быть, именно из-за таких стихов и наш век обретает подлинную ценность. И уже не «держит крепко» (Александр Галич), позволяя прикоснуться к глубинным, сокровенным смыслам.