Всеволод Емелин, Евгений Лесин. Недобор. – М.: Изд-во В.Гоппе, 2009.
Вообще-то писать о себе нехорошо. Писать о себе хорошо – совсем нехорошо. Но ведь другие-то о нас пишут плохо или совсем не пишут. Тем более что здесь все-таки несколько иной случай.
В замечательном советском фильме 60-х годов «Еще раз про любовь» герои заходят в кафе, где (ой, держите меня, девчонки) «молодой, талантливый» и т.д. поэт читает свои стихи. Верлибры, естественно. Затем пытаются организовать обсуждение.
Добрая героиня (артистка Доронина) вылезает на сцену и мямлит что-то типа – стихи понравились. Затем злой герой вылезает на сцену и говорит о выступавшей до него девушке.
Культуртрегер, ведущий мероприятие, спрашивает героя:
– Вы собираетесь говорить о стихах или о девушке?
Злой герой отвечает:
– Нет, о стихах я говорить не собираюсь, а вот девушка мне очень понравилась.
И под бурные аплодисменты возвращается за столик.
О стихах, вошедших в книжку «Недобор», мы говорить тоже не собираемся (ну, наши стихи, не будем скрывать, а нам свои стихи – хотя это сейчас и немодно и даже, может, не вполне политкорректно – нравятся), а вот книжка, как и все произведения блистательного книжного мастера Виктора Гоппе, не может не восхищать.
Это даже не произведение искусства. Это синтез искусств. От высокой книжной графики до инсталляции и коллажа. Книга Гоппе это и артефакт, неповторимый, замысловатый предмет, который можно коллекционировать, хранить, передавать по наследству, вкладывать в него деньги (ну типа яиц Фаберже, что ли). С другой стороны, это «коммуникация», полюс, создающий вокруг себя мощное дискурсивное поле. О широте этого поля еще несколько слов. В послесловии к книге Михаил Алишбая выводит искусство Гоппе из традиций футуристической книги начала ХХ века.
Емелин и Лесин. Гастроли в Америке. Иллюстрация из книги |
Это, безусловно, так. Но нам ближе толкование работ Гоппе как книжного соц-арта. Его хочется назвать Ильей Кабаковым книжного дела. Вспоминается трогательное, бедное, искреннее искусство дневников (их было мало) и песенников (их было много) шестиклассниц начала 70-х годов. Наше поколение помнит эти толстые «общие» тетради с наклеенными фотографиями Карела Гота и Бисера Кирова, аккуратным почерком переписанными словами песни «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся. Мне не везет в этом так, что просто беда...» И первыми советскими фломастерами вырисованный орнамент с цветочками по краям страниц. Это уже археология, черепки занесенных песком руин сгинувшей цивилизации. Или дембельские альбомы. Существуют ли они сейчас? В электронном виде, наверно┘ И этот художественный самиздат для бедных и неученых переосмысливает в своих книгах Виктор Гоппе. Переосмысливает не с презрением и ненавистью к совку, как многие ведущие мастера соц-арта, а с грустной нежностью и деликатной улыбкой┘
Он – художник, график, коллажист, сама книжка выпущена не на обычной бумаге, а на советских удостоверениях об отсрочке призыва по мобилизации: «М.О. СССР, действительно при наличии военного билета».
Одна из иллюстраций представляет собою будущую афишу будущих гастролей Лесина и Емелина в Америке. А что? Съездим и выступим. Выпьем там с местным поэтом Гальпером. А то к нам-то он ездит, бухает тут, стихи читает, а мы к нему нет. Нехорошо.