Том Стоппард. Изобретение любви. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007, 288 с.
Сборник известного современного британского писателя Тома Стоппарда (р. 1937), включающий в себя две ранее не переводившиеся на русский язык пьесы «Индийская тушь» и «Изобретение любви», очень точно передают главные смысловые концепты его творчества.
Сущность стоппардовской драматургии состоит из «проклятого» вопроса: что лежит в основе человека? Какая-то единая природа или множество представлений, масок, которые он надевает на себя и которые надевают на него другие? Этот вопрос тревожит Розенкранца и Гильденстерна. Этот вопрос тревожит и героев пьесы «Индийская тушь», которые пытаются восстановить жизнь талантливого литератора Флоры Крю.
То же и в «Изобретении любви», где перед читателем предстает жизнь не вымышленного писателя, а крупного поэта и исследователя античности Альфреда Эдварда Хаусмена (1859–1936). Здесь и его неудачный роман с Мозесом Джексоном, и попытка понять себя и других. Если в начале пьесы, когда скончавшийся Хаусмен в ладье Харона (античность) плывет через Стиг в царство мертвых, стремление понять себя и других принимает формы едких инвектив в адрес своих коллег, например другого крупного античника Бенджамена Кеннеди, то в дальнейшем это уже серьезный философский спор с Оскаром Уайльдом об утешении. Расколотость личности подчеркивается не только, как признается поэт и ученый, разными формами обращения («мое имя – Альфред Хаусмен. Друзья зовут меня Хаусмен. Враги зовут меня профессор Хаусмен»), но и тем, что в пьесе фигурируют два главных героя. Хаусмен 77 лет и Хаусмен в возрасте от 18 до 26 лет.
Кстати, несмотря на то что «проклятый» вопрос в пьесах принадлежит не Достоевскому, а скорее создателю театра «голых масок» Луиджи Пиранделло, в творчестве Стоппарда есть и русские сюжеты. В пьесе «Травести» причудливым образом объединены Ленин, Джеймс Джойс и Тристиан Тцара. «Хороший парень стоит доброго отношения», действие которой разворачивается в психушке, имеет недвусмысленное посвящение – двум известным советским диссидентам Виктору Файнбергу и Владимиру Буковскому. Наконец, «Берег утопии» населяют такие русские философы, писатели и журналисты, как Петр Чаадаев и Александр Герцен, Николай Чернышевский и Иван Тургенев, Степан Шевырев и Николай Полевой.
Такой вот проклятый вопрос получается: откуда у парня российская грусть?