Габриэль Витткоп. Торговка детьми.– Тверь: «KOLONNA publications», «МИТИН ЖУРНАЛ», 2006, 136 с.
Габриэль Витткоп (1920–2002) называла себя неандерталкой, которая любит Пруста. Но больше его любила прозу де Сада. Будучи лесбиянкой, вышла замуж за дезертира вермахта, который был старше ее на сорок лет и также придерживался нетрадиционной ориентации. Отношения между ними были, впрочем, самые теплые. Муж согласился с требованием супруги «не лезть в ее потроха». Она, в свою очередь, обязалась держать в тайне собственные садистские наклонности. И еще два противоречия: любовь к животным и мехам, ненависть к людям.
Думается, что противоречия эти только внешние. На самом деле французская писательница была достаточно целостной натурой, что подтверждает ее творчество. Витткоп погружает своих героев (и читателей) в мир подсознательного, выявляя самые деструктивные, иррациональные желания и инстинкты человека. И по-своему она права. Психологи и психоаналитики отмечают, что интуитивная тяга к насилию у людей может быть отнесена к безусловным (врожденным) рефлексам. Отсюда и бунт против морали. Витткоп высмеивает устоявшиеся оценки поведения, как лицемерные. Отсюда и нелюбовь к детям, к родам. Ибо «дети – это наглые паразиты, Природа смогла обеспечить их выживание, лишь противопоставив справедливому каннибализму замок родительской любви».
Шокирует? Да. В том числе и издателей. Роман «Торговка детьми» вышел посмертно (правда, в престижнейшем «Галлимаре»). Он о нелюбви к детям. Действие происходит перед и во время Французской революции. Некая Маргарита Паради содержит бордель, в котором клиентам предлагают несовершеннолетних девочек и мальчиков. Услугами Маргариты пользуется и маркиз де Сад.
Новелла «Страстный пуританин» – о любви Витткоп к животным. В прямом смысле слова. Ее герой Матье искренне влюблен в тигра. Кажется, здесь не обошлось без Фрейда. В романе «Болиголов» Витткоп сравнивает себя с тигрицей.
Витткоп была последовательна в своем свободолюбии. Ради свободы на 82-м году жизни покончила с собой, когда узнала, что у нее неоперабельный рак. Как, впрочем, ранее и ее супруг, не желавший мириться с болезнью Паркинсона.
Личность? Да. Свободная? Да. Вот только мир, в который призывает бежать Витткоп, настолько ли уж он свободен? И настолько ли несвободен мир, в котором она жила?