0
635
Газета Проза, периодика Интернет-версия

10.06.2004 00:00:00

Крепость из кедра

Тэги: Синельников


Михаил Синельников. Под сенью кедра. - М.; СПб.: Летний сад, 2004, 768 с.

Михаил Синельников - хороший поэт, тонкий, весьма классичный, лишенный эстрадных гражданских всхлипов и выкриков, но также далекий от филологической зауми. Интервью с поэтом я делал не столь давно, когда его выдвигали на Госпремию.

В книгу вошло шестьсот стихотворений и даже больше. Самое раннее датируется 1967 годом, хотя пишет Синельников с детских лет, заключительные - совсем свежие.

Синельников рисует акварелью, демонстрируя принцип "чуть-чуть". Интонация - чуть воркующая. Привкус стихотворений - горьковатый.

С легавым псом гостивший
в Спасском,
Шутя, уподоблял Толстой
Писателей различным
краскам,
Сам всепобедно-золотой.
Теперь пойдем по этим
склонам
В рассветный пар,
в закатный дым
С Тургеневым
светло-зеленым
И с Фетом бледно-голубым.

Некоторый аскетизм, сухость манер, все то, что не оставляет места для пошлости. Тени пошлости не различить┘ Зато много других теней. Теней могучих кедров, например. Ведь именно в вечерней кедровой роще, полной ветреных шелестов и змеиных шипений, не где-нибудь, а в сказочной Индии Синельников сговорился с анонимным ценителем словес издать эту книгу.

Ощутима большая культура поэта, чей отец деятельно участвовал в жизни Серебряного века, впрочем, преподносимая ненавязчиво. Язык, буквы, строчки легко соединяются с пейзажами.

На Волгу выйду и,
горящей тучей
Озарена, -
Вдоль берегов -
кириллицы текучей
Пойдет волна.

Очевидно и знакомство с Востоком, "землями Аллаховыми", а также с Грузией (Синельников многолетний переводчик грузинских авторов). "Я не стану отрицать, что навсегда привязан все-таки к Востоку, где жизнь еще не изменила естественного цвета, вкуса, запаха, еще не утратила своего смысла", - манифестационно признается поэт в послесловии. Верность живой жизни, сокам и биениям земным┘ Синельников избегает чванства, книжного высокомерия, выбирая демократизм и обходительность в отношениях с читателями и героями. Ни тебе вельможного стеба, ни мизантропического мракобесия.

Анатолий Иваныч и Лида,
Инвалид и жена инвалида,
Сдвинув стопки и хвост
колбасы,
По ночам собирают часы.
Днем квартира сдается
приезжим,
И белье заменяется свежим,
Цепенеют герани в цвету,
И гудки замирают в порту.

Нежная акварельная картинка, где и культяпка, и хвост колбасы не раздражают, не коробят, не нервируют. Все элементы мироздания занимают свое достойное праведное место.

Стихотворения, собранные под зеленой с вдавленным серебряным стволом обложкой, многообразны, и все же объединены авторской, бесспорно, реалистичной манерой речи. Позиция Синельникова прочна, его крепость - ладная, из доброго дерева. Доброкачественное сооружение. Естественная укорененность в бесчинствующем, но необратимо родном мире.

Утешений мало у Гиллеля,
Беспощадны Кьеркегор
и Шестов,
Милосердья нет в словах
браминов,
Но прекрасно солнце
в Гималаях,
Горных сосен гаснущие
свечи┘

Остается только воздать хвалу хорошему поэту. Прозрачно-чистому, но отнюдь не простецкому. Образованному через край, но никак не кичливому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
527
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
542
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
429
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
279

Другие новости