Время падали, господа: объявлены финалисты премии "Национальный бестселлер". Можно складывать крылышки и закусывать.
На первое, понятно, прогноз. Говорят, чуть ли не все жюри готово отдать пальму Проханову. Это приятно, так как львиную заслугу в появлении книги на свет я приписываю себе. А Игорь Зотов - себе. А директор издательства Ad Marginem Александр Иванов - себе. А литературный редактор Миша Котомин - себе. Это наше общее дело.
Однако за холодной закуской следует горячая. Кто он, враг таинственный? Кто роковой прохановский конкурент? Ведь ясно же - не дадут, струсят, не доросли же еще... Опаснее всего смотрится питерская писательница Ирина В. Денежкина, романа которой "Song for Lovers" никто из независимых наблюдателей не читал. Он номинирован в виде рукописи. И - вот незадача - вышел в финал!.. Подозрительно это все. То же с "Синдромом Фрица" Дмитрия Бортникова.
Бессмертный
Теперь большая жратва из четырех блюд. О повести Ольги Славниковой мне приходилось писать дважды. (Второй раз - руками и головой Вани Куликова: я иногда поручаю ему всякие мелочи за то, что он умнее меня.) Третий раз повторяться неохота - изучайте подшивку, а по существу дела скажу.
Не претендент Славникова. Хоть на "Аполлоне Григорьеве" мы с Ваней и болели за нее (у нас даже заголовок для возможной победной статьи родился: "Паралитик!.."), но - не претендент. Слишком уж, как это говорят в компьютерном мире, "заюзана". Аполлон отказался, Белкин отказался, а питерские рыжие - третью свежесть брать?.. Думается, и в финал-то Ольгу взяли из сочувствия да уважения к чиновным заслугам. Тема закрыта.
Дайте мне обезьяну
Сергей Носов написал вроде бы донельзя актуальный роман - про "политические технологии". Ля-минорный литератор Тетюрин в составе банды опытных волков-пиарщиков отправляется "работать" на выборы в маленький город. Денег - во, фамилия клиента удачная, водки для вдохновения хватает. Одно плохо: с конкурентом тоже "работают". Разыгрывается драма "Сальери и Сальери": наши нехорошие против их нехороших. Наши нехорошие побеждают, понеся положенные потери. В соответствии с традициями великой русской литературы больше всех достается маленькому Тетюрину.
Это я рассказываю на случай, если вы еще не купили книжку. Ее как-никак мой друг и учитель Борис Кузьминский издал - ему с продаж какие-нибудь деньги на зарплату, наверное, капают.
А в плане премии смущает, во-первых, то, что роман юмористический. Трагедию российского государства как предмет для развлечения трактует. Не величественно это, не национально. Во-вторых, в тексте многовато литературности - если бы речь шла о музыке, я бы сказал: "Альбом перепродюсирован". Но, конечно, ни в какое сравнение по этой части не идет с повестью Олега Павлова "Карагандинские девятины".
Карагандинские девятины
Тут вся загвоздка в слове "девятины". Был такой заграничный фильм - "Девять с половиной недель". Пока его мне показывали, я успел несколько раз заснуть, проснуться и в ужасе снова заснуть. И долго потом думал, что фильм называется "Девять с половиной часов" - именно столько он по моим ощущениям шел.
Павлову обычно удается поймать стиль за хвост - этакое мрачноватое, недовольное резонерство, в котором есть своя загадочная прелесть. Но на этот раз все убито литературной старательностью. За такую повесть, думаю, его наградили бы Немзер с Архангельским и примкнувшим к ним Александровым - не будь Олег "почвенником", а следовательно, антисемитом и мракобесом. Топоров же, думаю, не допустит.
Господин Гексоген
И теперь по Проханову. С легкой руки какого-то дурака (Алла Латынина утверждает, что это был я) о книге "Господин Гексоген" утвердилось мнение, будто это "проект". Литературно-процессуальная провокация. Так вот нет. Это восхитительный текст, насчитывающий три уровня восхитительности.
Во-первых, всем бросившийся в глаза трип-хоп сюрреальных образов и метафор. Пусть его не понять "специалистам", в чьих жилах течет рыбья лимфа, - народ-то разбирается в прогрессиве. Во-вторых, замечательные "картинки-раскраски": одна сцена пиршества в Грановитой палате чего стоит! В-третьих, политическая актуальность - пусть и с форсированным пафосом, но люди-то в трамваях именно так это и понимают!..
Кстати, вы книжку не прочитали? А то вот вам реклама.
Отставной гэбэшный разведчик скучает без любимой работы. Те, что поизворотливее, устроились кто телевизионного магната охранять, кто мэра, кто олигарха. А этот дома сидит - порядочный. Но приходят к нему те, что поизворотливее, и говорят: "Хватит скучать, уважаемый боевой товарищ! Не пора ли немножечко поспасать родину?" Наш, такой, удивился: "Как? Разве ее еще не спасли раз и навсегда в одна тысяча девятьсот девяносто первом году?" И начинается раскрутка крипто-сюжета.
Согласитесь, похоже на хороший попсовый роман от издательств "ОЛМА-Пресс" или "ЭКСМО-Пресс". Тиражом эдак тысяч под сто. (Это только заявленных.) Чем не "национальный бестселлер"?..
По-моему, да.