0
902
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.03.2002 00:00:00

Это еще зачем

Тэги: пирогов, русская литература


ВОТ ГЛЯДИТЕ: лаборатория умственного труда. Эту колонку, надобную исключительно для визуального украшения полосы, я пишу в пять тридцать утра. Полоса сочинялась всю ночь. На службу - через четыре часа. Буквы на клавиатуре обнаруживаются под пальцами медленнее в три раза. Мозги ворочаются спустя рукава. Пусть теперь какая-нибудь сволочь скажет, что я не больше ихнего русскую литературу люблю!

Так, как я люблю русскую литературу, пожалуй, только Кирилл Куталов любит свой интернет. Хотя, если без околичностей, речь не о нем. Вы не знаете, что такое "без околичностей"? Я знал, но забыл. Речь у нас пойдет, главным образом, о смысле проекта. Настоящей, бишь, полосы.

"Русскую литературу" от общечеловеческой литературы отличает в основном то, что она больше, чем все. Разговоры о русской литературе во все времена были удобным поводом для изложения совсем других мыслей. Например, что царизм - нехорошо. Или что учение академика Лысенко уступает в отточенности результатов учению Николая Ивановича Вавилова. И т.п.

Сегодня эта традиция заплевана и забыта. Не случайно тиражи толстых журналов упали до минус нуля: в разделах критики там болтаются одна-две историко-литературные, специальные статьи. Когда тиражи были миллионов под десять, критики рассуждали про все: про Вавилова, про перестройку, про "как нам реорганизовать рабкрин", честно пребывая там, где народ. Теперь не только критика, но и сама литература усиленно сторонится актуальных общественно-политических тем. Не забывая при этом поныть, что интерес падает, стагнация нарастает и, если бы не Акунин, то, блин, вообще. Критика же, там, где она еще осталась - в газетах, - стала подчеркнуто иностранной: пишет не о том, что писать, а о том, как (или что) читать.

Русскую критику всегда отличало глубокое наплевать на читателя. Она пеклась о писателе: как и о чем он должен писать. Она делала известными те книги, которые соответствуют идейной тенденции, укорененной не в самой литературе, а где-то рядом - где жизнь. То есть я хочу сказать, что идеологи литературы были не литературны. Простите, шесть пятнадцать утра.

Это уж потом и опять-таки не у нас, а на поганой зарубежной земле придумали мысль о том, будто литература и жизнь соотносятся как терпкое сухое вино и глупый, утыканный улитками виноград. Безобразнейшее вранье, потому что у нас было наоборот. Литературу нужно топтать и топтать, чтобы из нее вышел толк.

Вот, скажем, я люблю говорить слово "постинтеллектуализм". Не замечали?.. Ну вот. Не потому я это люблю, что не знаю других умных слов или хочу в историю протыриться на закорках. А потому, что задницей чую: в смутных, как на экране УЗИ, очертаниях современности таится некоторое - может, не глобальное, не вековое даже, но вполне полезное изменение в литературном анамнезе.

Интеллектуальная, профессиональная литература утратила интерес к общественной жизни. Утратила веру в то, что жизнь можно переделать, даже необходимо - прежде чем воспевать. Я тут уже цитировал Александра Архангельского, процитирую еще раз. "Никто так хорошо не справляется с задачей культурного самоуничтожения, как люди, которые кормятся русской словесностью", - во как. Истинные слова. Основная часть профессиональных литераторов - интеллектуальные, нравственные и биологические вырожденцы. Поэтому я с надеждой смотрю на тех, кто "не включен в контекст", не "кормится русской словесностью" и не воспринимает ее как бизнес или, боже упаси, дело жизни, а обращается к ней случайно, под влиянием сторонних причин.

Сегодня в "Русской литературе" таких было двое. Офицер, прошедший войну, и душевно надломленный человек, для которого письмо вроде симптоматического лечения: утоляет боль и слегка продлевает омерзительно короткую жизнь. Сорокина я к ним добавил по двум причинам: во-первых, потому что люблю и, во-вторых, потому, что, рассказывая о своей новой книге, он сказал слова "разочарование в современном интеллектуализме", - это насторожило.

Для меня (если быть честным, то для Кирилла Куталова - эту риторическую фигуру я почерпнул в одной из его статей) разочарование в современном интеллектуализме происходит вследствие пресыщенности литературным опытом в течение последних пятнадцати лет. Этот опыт был для нас вне истории, вне смысла: мы "возвращали" свою и чужую литературы огромными сгустками: после Сорокина стали бессмысленны деконструктивизм и "новый роман", после Пелевина - Маклюэн и Бодрийяр. Приняв столетие в виде таблетки, мы отравились им.

Принять антилитературное рвотное - значит сделать первый шаг к тому, что осталось за воздвигнутой из литературы стеной, - к социальной вменяемости, к читательской востребованности, к интересу сильных мира сего и ххххххххххххх х все-таки семь двадцать утра


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости