0
1129
Газета Проза, периодика Интернет-версия

03.08.2000 00:00:00

А казачок-то - засланный!

Тэги: Отрошенко


Владислав Отрошенко. Персона вне достоверности. - СПб.: 2000, 256 с.

Фантасмагорией называли, в частности, фигуры и видения, вызванные разными оптическими приборами. А знатного фантасмагориста и, по совместительству, писателя Отрошенко часто сравнивают то с Борхесом, то с Гоголем, то еще черт знает с кем.

Это, конечно, неверно, поскольку сравнивать вообще всех можно со всеми. Однако к разгадкам это не приближает, не помогает понять сути текста, причудливых фигур, которые рождает книга в качестве бумажного оптического прибора.

Что есть в этой книге Отрошенко? В ней есть несколько повестей под общим названием "Персона вне достоверности", есть роман "Приложение к фотоальбому", есть декалог "Двор прадеда Гриши" и рассказы. Во всех них - вкус степи да тонкий звук казацкого прошлого.

Но не завидую я какому-нибудь американскому слависту, который, расставляя русских писателей по полочкам, задумается с книжкой Отрошенко в руке. Скорее всего, он сунет ее на полку "казачьи писатели". К хорошему писателю Шолохову в компанию.

А между тем казачество у Отрошенко особенное: приглядишься к какой-нибудь улице Новочеркасска - глядь, идет по ней слон, позвякивая бубенцами. Прямо из королевства Бутан пришедший, своим ходом прибрел из другого, "гималайского" рассказа. А из арки Атаманского сада выходит сам Платов, герой всяческих войн и баталий. И во сне там - город "с дворцами, фонтанами и монументами, с нарядным сквером в цепной ограде близ грозного здания арсенала, с триумфальными арками и садами, с обширной, мощенной булыжником площадью, где стоит, заслоняя полнеба, дивный собор с золочеными куполами и сочно сияющими витражами в арочных окнах над пышным порталом. В этом призрачном городе, основанном, как я убежден во сне, одним доблестным генералом от кавалерии, есть озвученная ручьями, что стекают по южному склону холма, и заросшая чайными розами улица, называемая Кавказской. Где-то на этой улице, в доме с мозаикой на фронтоне и круглым окном над парадной дверью, постоянно оказываюсь, засыпая, я".

А потом все исчезает, скрывается, будто под вуалью старой фотографии, которая делает людей одинаково прекрасными. Такая память бывает у взрослого человека - о детстве. Том детстве, где деревья - большие, где всякая вещь имеет свой характер и свою песню, с песнями провожают покойников и встречают народившихся, где "царство пчел и стрекоз", стоит даже не банка, а крынка с молоком, где не гномы, а домовые, где шагнешь ночью вдоль огорода, а из колодца вдруг грянет голос горбатого деда Семена:

"- Куда несешь мои сокровища, антихрист проклятый?! Или тебе неведомо, что я, царь Семен, бог всех раков на свете, могу превратить тебя, анчутку, в дохлую курицу!"

Это и есть фантасмагория - чудеса внутри старого фотографического аппарата, соединение старинного ребристого его кожуха с обыкновенной гармонью, бежавшие со стеклянных пластинок персонажи и рассыпавшиеся по бумаге изображения. Одним словом, оптическое представление, иллюзия. Простой линейный, который ранее назывался жалонером, солдат с флажком на штыке, что существовал во всех русских пехотных полках с 1821 года, превращается у Отрошенко в существо метафизическое: "Жалонером, в сущности, является всякий, кто состоит по воле Всевышнего в особенных - жалонерских отношениях с пространством" И более того, "Приверженность Истине побуждает меня сказать всем, кто способен это понять: не жалонеры возникли в связи с условной необходимостью ориентироваться в пространстве при всяких в нем эволюциях, а пространство как таковое - как настойчивая неодолимая иллюзия - существует лишь благодаря жалонерам, на которых Господь возложил обязанность поддерживать эту величественную иллюзию, сравнимую по своей загадочности только с иллюзией времени".

Надо сказать, что Отрошенко пишет помимо той прозы, которую традиционно называют прозой, множество эссе - например, о Гоголе, которого только ленивый не называет фантастическим реалистом. Это свойство современного литератора - писать эссе о литературе или культуре вообще. Но только кажется, что Отрошенко опять нажухал своих критиков, потому что те исторические неточности, что находят в его текстах, похоже, он сам же и придумал, оставил другим на потребу.

Фантасмагорические все эти неточности и придумки, увертки и хитрости. Две бутылки красного сухого должен ведь - ан не отдает, хитрованец!

В котел линотипа автором, для получения своих личных буковок, брошены буковки итальянские и аргентинские, сербские и русские "яти" из губернской типографии и наше общее советское прошлое. И еще что-то. Потому что во Владиславе Отрошенко осталось умение возмущаться тем, к чему нормальный человек уже привык.

А разгадка текста, видимо, в том, что Отрошенко совершенно современный писатель, действительно испытавший влияние тех и этих, а в результате получивший себя самого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
608
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2331
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1541
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1170

Другие новости