После того как метафора «Бог мертв» (подпись: Ницше) сменилась парафразой «Ницше мертв» (подпись: Бог), возник вакуум метафорических смертей. Современная философия представляет собой сплошной погост, на котором уже не осталось места для кандидатов в покойники. По версии Ницше, именно самый безобразный человек убил Бога, отомстив свидетелю, который всегда и насквозь видел его. Имя того, кто убил самого безобразного человека, – Фуко. Не исключено, что такое ритуальное философское убийство связано с проблемой самозванства, а если говорить неполиткорректно – самоназванства. Смысл смерти homo sapiens, несмотря на очевидную биологическую подоплеку, означает закат эволюционизма человеческой природы, а в худшем случае – потерю паритета между онто- и филогенезом, когда организм в процессе своего индивидуального развития в сокращенном виде повторяет историческое развитие организмов.
Изменения, происходящие в мире, столь стремительны, что возникает подозрение в постоянстве природы человека с явным религиозным контекстом. Правда, рост продолжительности жизни может говорить об обратном, но, с другой стороны, это тот случай, когда количество не переходит в качество. Некоторые связывают антропологическую революцию с обретением подобия бессмертия, рассуждая в постчеловеческой парадигме с элементами киборгизации. Другие – с духовными практиками на уровне измененных состояний сознания. Антропологическая граница стала виртуальной, уравняв в бесправии всех против всех, а также сняв монополию на понимание человека в качестве невозможного. Парадокс состоит в том, что, будучи невозможным, человек может стать самим собой только тогда, когда преодолевает свою самость, растождествляясь с самим собой.
Разрабатывая «Декларацию прав постчеловека», не стоит забывать, что в истории философии был прецедент проекта «Декларации прав природы», предложенный русским ницшеанцем Федором Куклярским (1870-1923), в которой человечеству отводилась роль жертвоприношения во имя природы.