Прошло сорок лет после майских событий 1968 года в Париже, когда при непосредственном участии французских философов была запущена новая культурная парадигма – постмодернизм. Философия экзистенциализма обернулась абсолютным крахом, доведя до абсурда отчуждение всех против всех, и лишь под прикрытием слоганов справедливости махровые экзистенциалисты уступили власть интеллектуалам от философии. Со времен одиннадцатого тезиса о Фейербахе философы не переживали такого накала революционной борьбы, как на баррикадах Сорбонны. Философия как теория и философия как практика вошли в фундаментальное противоречие на парижских улицах. Именно тогда пошла мода на прикладной характер философии, послужившая сюжетом для анекдота о том, что науке до сих пор неизвестно, является ли философия наукой или нет.
Революции в философии случаются редко, но май 1968 года можно по праву назвать тем философским событием, которое ввергло человечество в антропологический шок, чьи последствия отзываются до сих пор. Слух о смерти философии воказался настолько преувеличенным, что бедняжку успели не раз похоронить, а то и воскресить в виде особой интеллектуальной практики.
Современная философия является оптимальным каналом отчуждения того «слишком человеческого» начала, которое за недостатком других антропоморфных улик было признано единственной субстанцией вида homo sapiens. Будущее человеческой философии зависит от того, удастся ей кооперироваться с философией компьютерных существ.
Перефразируя Федора Гиренка, отметим, что сегодня философия – это личное дело философа, который никому ничего не должен, но и сам не вправе требовать ничего от других.