А вот в Англии так и не произошла пролетарская революция...
Б.Кустодиев. Англия. 1926. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
5 мая прошел международный научный семинар «Марксизм: экономические и социально-политические альтернативы XXI века», приуроченный к 190-летию со дня рождения и 125-летию со дня смерти немецкого мыслителя Карла Маркса. По опросу, проведенному Би-би-си, Маркс держит первые места в рейтингах мировых интеллектуалов. Семинар продлился два дня: 5-го числа – в Институте научной информации по общественным наукам РАН, а 6-го – в Институте экономики РАН.
Участники дискуссии обсудили будущее марксизма и капитализма. Поиск экономической альтернативы глобальному капитализму обнажил неадекватность марксистского языка, который до сих пор используется в исследованиях проблем современности.
В докладе доктора экономических наук Александра Бузгалина было заострено внимание на том, возможно ли на основе ненаемного труда организовать отношения людей для производства материальных ценностей.
Философ Вадим Межуев – сторонник культурологической концепции социализма – считает, что социализм – категория не экономическая, особенно если речь идет не о социалистическом строительстве начала прошлого века, а о социалистической перспективе и нашем постиндустриальном обществе, демонстрирующем переход от царства необходимости к царству свободы. Оспаривая известную теорию общественно-экономических формаций и способов производства, о которых говорил Маркс, Межуев выделил три формации: доэкономическую, собственно экономическую (то есть капиталистическую) и постэкономическую. Эта классификация была оспорена ведущим отечественным марксоведом – Георгием Багатурия, а из зала была брошена реплика о том, что межуевское понимание марксизма является ревизионистским.
Экономист Андрей Колганов констатировал спад революционного движения в мире, сравнив текущую ситуацию с периодом позднего Средневековья, когда бывшие крестьяне становились мелкими буржуа, но отнюдь не революционерами. Критическая масса протестных настроений современного общества рано или поздно выльется в серьезные социальные катаклизмы, подобные буржуазным революциям в Европе.
На семинаре звучали такие монструозные термины, как марксоведение, марксология, марксофилия, марксофобия, которые не следует путать с самим учением марксизма. Несмотря на банальную фразу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание, известную почти каждому, развитие интеллектуального труда является самым главным препятствием для хищнического материализма, приведшего к экологической катастрофе.
Финальные проклятые вопросы марксизма прозвучали из уст Бузгалина («Каковы исторические пределы капитализма?») и Межуева («Как вообще возможно общение между индивидуальностями?»).