Помнится, Карл Поппер назвал только две теории, которые не поддаются научной фальсификации, – марксизм и фрейдизм. Правда, впоследствии нашлись ответственные апологеты обоих учений, которые нашли в аргументации австрийского методолога идеологическую конъюнктуру, а в качестве лабораторного эксперимента послужила мировая история XX столетия, развенчавшая учение Маркса, несмотря на его ложное истолкование. Современный (пост)марксизм стал брендом левого движения, пытающегося аккумулировать тот протестный потенциал, который остался от сумерек (анти)глобализма.
Наконец-то выросло поколение, которое никак не затронуто влиянием марксизма. Потерянные поколения сменились первым непоротым поколением, чья философия пока еще не знает сослагательного наклонения, потому что пребывает в интеллектуальном вакууме. Боясь высказать банальность о том, что марксистская философия дискредитировала себя в истории, а второго шанса ей не видать даже в виде фарса, отмечу следующее: марксизм явился первой практической философией, с помощью которой можно было по-настоящему изменить мир к лучшему. Одиннадцатый тезис о Фейербахе стал исихастской скороговоркой для многих марксистов, сделав человеческому сознанию онтологическую прививку. Однако с неминуемым возвращением метафизики марксистская философия рискует навсегда потерять статус критической практики, превратившись в добычу охотников за философскими призраками.
Симулякр марксизма бродит по миру┘