Зиновьев. Исключительный журнал. – № 1, 2007. – 30 с.
В России появился философский глянцевый журнал, посвященный наследию советского мыслителя Александра Зиновьева. Периодичность издания раз в полугодие делает его заведомо нечитабельным и больше рассчитанным на некритическое суммирование информационного шума вокруг имени Зиновьева. Журнал является печатным органом некоммерческого партнерства «Ольга Зиновьева и дочери в поддержку идей и творчества А.А. Зиновьева», выступившего в качестве учредителя. Главный редактор – вдова философа Ольга Мироновна – в обращении к читателям выражает надежду на то, что журнал сможет утолить интеллектуальную жажду познания о ее муже – «независимом государстве, открытом для корректных и академических отношений, для содержательной дискуссии с профессионалами и неофитами».
В этих и последующих словах, задающих общую атмосферу журнала, попахивает неприкрытым пафосом «о планете по имени Александр Александрович Зиновьев». Достаточно взглянуть на оглавление первого номера, чтобы понять, какую медвежью услугу оказала семья покойного, ударившись в обожествление его персоны. Например, в рубрике «Культурная среда» из четырех материалов сразу три посвящены идолопоклонству перед Зиновьевым: «Наш герой» (статья Эрнста Неизвестного), «Русский Бог» (стихотворение Карла Кантора), «Приношение Зиновьеву» (список мероприятий, приуроченных к 85-летию философа).
Ольга Мироновна Зиновьева не раз давала повод для сравнения ее деятельности по увековечиванию «доброго имени» мужа с пропагандой сестры Фридриха Ницше – Элизабет Ферстер-Ницше, которая сыграла немалую роль в фашистской героизации немецкого мыслителя. По-человечески понятны и тактика, и стратегия некоммерческого партнерства, решившего издавать столь исключительный журнал, но если воспользоваться цитатой из Ницше, то его стилистика выдержана в «человеческом, слишком человеческом» духе, чеканящем одиозное и официозное представление личности Александра Зиновьева.
Структура журнала подчинена логике post mortem и состоит из шести рубрик: «Дата» (материалы о юбилее философа), «Зиновьевские чтения» (санкционированные самими Зиновьевыми, несмотря на альтернативные чтения, которые прошли в том же году), «Культурная среда» (с освещением выставки «ИДИ!» в Государственном литературном музее), «Актуально!» (фотографии обложек прессы с заголовками о Зиновьеве), «Книжные новинки» (в числе которых сборник избранных интервью с философом «Я мечтаю о новом человеке»), «Собрание сочинений» (информация о подготовке полного собрания сочинений). Журнал хорошо документирован и иллюстрирован, скорее напоминая альбом, в котором собраны комплиментарные записи высокопоставленных бюрократов от философии и политики: академиков, государственных советников РФ I класса и иностранных послов.
На обложке журнала Ольга Мироновна утверждает, что позиция Зиновьева о вторжении НАТО в Сербию стоила ему Нобелевской премии, не уточняя, правда, по какой именно номинации ему отказали в награде. Боясь высказать резкий прогноз, предположу, что судьба философских идей Александра Зиновьева в России не отвечает ее идеалу будущего, а сама интеллектуальная среда не видит в них никакого научного интереса. Философ как-то бросил фразу о том, что беды России прекратятся лишь тогда, когда будут опубликованы все его труды. Называя себя суверенным государством, он поставил в парадоксальную зависимость свой образ философствования от родины, со смертью которой, если довериться фатализму истории, обращенному вспять, зиновьевская философия останется в веках, как в свое время труды Платона и Аристотеля смогли пережить гибель Древней Греции.