Что заставляет философа косноязычить? Является ли философия косноязычием для обыденного языка? Почему косноязычие не всегда следует за косномыслием? Как научиться косноязычить, не экономя на бессмыслице? Можно ли косноязычить во внутренней речи? Дискурсивно ли косномыслие? Идеологично ли косноязычие?
Ораторский тип философствования, зародившийся в античности, сохранился до наших дней не благодаря расцвету риторических практик, а в результате того, что мысль по-прежнему остается неприрученной. В отличие от письменной философии традиция устной философии вынуждена сталкиваться с языковой нищетой. Борьба за стилистическую чистоту косноязычия оставляет далеко позади мамардашвилиевские публичные лекции, на которых стихийное философствование было возведено в статус профессионализма. Сегодня уже никого не удивишь языковыми играми: постмодернизм расплавил категориальный аппарат философии до аморфного состояния, наловчившись в симуляции самих симулякров.
Косноязычие – не от плохого знания языка, а косномыслие – не от недостатка ума. Все гораздо сложнее, и об этом нужно говорить адекватным языком. Косноязычие удерживает мысль в девственном состоянии, не растрачивая ее на лингвистический релятивизм. Косномыслие предполагает превосходство бессмыслицы над языком, используя презумпцию асимметрии между мыслью и ее выражением. Косноязычие не всегда тождественно косномыслию и наоборот. Философия – это косноязычие о косномыслии и косномыслие о косноязычии. По ту сторону косномыслия и косноязычия располагается бессмыслица. Но там еще не ступала нога философа.