Давид Дубровский. Сознание, мозг, искусственный интеллект: сборник статей. – М.: Evidentis, 2007. – 272 с.
Книга известного русского философа Давида Дубровского представляет собой сборник статей последних лет, за исключением одной, опубликованной в журнале «Вопросы философии» в 1979 году и посвященной проблеме расшифровки информационных кодов. Давид Израилевич много лет занимается проблемой «сознание и мозг», ставшей настоящим скандалом в аналитической философии.
Дубровский – автор теории субъективной реальности, известной по полемике вокруг проблемы идеального с философом Эвальдом Ильенковым. Дубровский реабилитировал индивидуальное сознание в то время, когда в соответствии с гегелевско-марксистской парадигмой во всем доминировала тема общественного сознания: «Взятая в общем виде проблема идеального имеет своим специфическим объектом именно субъективную реальность как персональную целостность «я» и как всякое отдельное, дискретизированное явление в единстве рефлексивного и арефлексивного, актуального и диспозиционального. Именно качество субъективной реальности как «текущее настоящее» удостоверяет существование личности и ее деятельную способность; за пределами этого качества временное «пресечение» личности (в глубоком сне, коме и т.п.) или ее небытие, смерть. По словам Дубровского, разум и воля, любовь и творчество, свобода и самополагание существуют лишь в форме субъективной реальности: «Иные ценности, все целереализующие действия немыслимы вне этой формы, выражающей суть живого человеческого духа во всех его ипостасях: величии и ничтожестве, правде и лжи, вдохновенности и депрессии, фантазии и реализме, здравомыслии и сумасшествии».
Исходя из понятия субъективной реальности и отстаивая информационный подход к решению проблемы, Дубровский надеется совместить концептуальные языки функционализма и информационизма. «Разработка проблемы «сознание и мозг», – отмечает философ, – предполагает прежде всего ответ на вопрос о том, как связано явление субъективной реальности с мозговыми процессами. С позиций информационного подхода эта связь представляет собой кодовую зависимость. Всякое явление субъективной реальности (в качестве информации) воплощено в определенной нейродинамической системе, закодировано в ней. Поэтому оно способно (как информация) выполнять каузальную функцию».
После того как парадигма функционализма потеснила парадигму физикализма, редукционизм в решении проблемы «сознание и мозг» претерпел качественные изменения. Дубровский предложил понятие информационной причинности, согласно которой «в силу принципа инвариантной информации по отношению к физическим свойствам ее носителя цель и результат управления в самоорганизующейся системе определяются именно информацией, а не физическими свойствами ее носителя самими по себе». Таким образом, деятельность психики может быть корректно определена в качестве разновидности информационной причинности.
Тайна информационного подхода, предложенного Дубровским, заключается в «расшифровке мозговых нейродинамических кодов явлений субъективной реальности». Живя в эпоху постинформационного общества, когда, по словам философа Валерия Савчука, преодолевается острый дефицит информации, характерный именно для информационного общества, Дубровский рассчитывает на то, что дешифровка кодов послужит философским камнем для создания подлинного искусственного интеллекта. В этой связи вспоминается книга французского философа Жана Бодрийяра «Прозрачность зла», в которой он объяснил желание человечества создать мыслящие машины тем, что люди усомнились в собственном разуме, оказавшись придавленными его чудовищной и бесполезной тяжестью. Бодрийяр выражал опасение по поводу того, что «искусственный интеллект и его техническое оснащение сольются в протез, где не будет места мысли как таковой», однако пока все попытки создания искусственного разума соответствуют уровню интеллектуального эксперимента.