Самсон Мадиевский. Другие немцы. – М.: Дом еврейской книги, 2006, 112 с.
Размышляя над причинами Холокоста (Катастрофы, согласно гебраистической историографии), немецкий философ и социолог Теодор Адорно писал, что миллионы немцев утратили способность идентификации себя с преследуемыми. Доктор исторических наук Самсон Мадиевский (ФРГ) пишет о «спасателях». Так в исторической литературе называют тех немцев, кто в годы нацизма помогал людям, которых преследовали по расовым, политическим или религиозным мотивам. В данном случае речь идет о немцах, помогавших евреям.
Евреев спасали не только политические оппозиционеры, но и простые обыватели и промышленники (вспомним Оскара Шиндлера), журналисты и проститутки┘ И даже военнослужащие. И даже служащие частей СС.
Унтершарфюрер СС Альфонс Цюндлер, карауливший сборный пункт депортируемых евреев в Амстердаме, «разрешал выводить на прогулку содержащихся там детей и «не замечал», что из каждой группы какое-то количество исчезало». Исчезали и взрослые. «Чтобы спрятать концы в воду, Цюндлер запутывал и фальсифицировал учет (в частности, не регистрировал, как положено, всех поступавших)». Цюндлер сотрудничал с бывшим членом юденрата Жаком Сваабом. Охотно давал ему поносить свою униформу, в которой Свааб выводил людей.
Отличился и майор вермахта Карл Плагге, который «посылал своих солдат извлекать арестованных работников автопарка (в том числе и евреев. – А.М.) из тюрем и лагерей, давая им карт-бланш на применение с этой целью оружия».
Капитан Фриц Фидлер был одно время комендантом местечка Городенка Черниговской области. Когда зимой 1941 года прибывшие в местное гетто эсэсовцы приступили к депортации, капитан приказал вывести оттуда две семьи и спрятал их в погребе своего дома. Кроме того, «всех еврейских рабочих комендатуры Фидлер собрал на ее территории, наказав своим людям в случае необходимости преградить эсэсовцам доступ туда с помощью оружия».
Чудом не дошло до боевого столкновения с войсками СС в июле 1942 года. «Военный комендант польского городка Пшемысль майор Макс Лидтке и его заместитель обер-лейтенант Альберт Баттель приказали солдатам блокировать мост через реку Сан, чтобы помешать СС вывезти евреев из гетто в лагерь уничтожения. Представителю СС Лидтке заявил: если вы вступите на мост, я прикажу открыть огонь». Эсэсовцы отступили.
На первый взгляд немцы рисковали меньше. Для «неарийцев» помощь евреям, как правило, заканчивалась смертью. С немцами это бывало реже. Возможно, тут сыграло роль отсутствие в германском законодательстве соответствующей статьи (Гитлер не мог и подумать, что немцы будут нарушать Нюрнбергские законы о гражданстве и расе). Нередко решение по таким вопросам принималось согласно закрытому внутриведомственному указу Имперского главного управления безопасности (РСХА) от 21 октября 1941 года или же осуждение присовокуплялось к какому-либо иному преступлению. Так или иначе, а в итоге человек отправлялся в концлагерь.
С легкой руки Александра Солженицына в литературу возвратилась пословица «Не стоит село без праведника». Недаром же и немцев, спасавших во время войны евреев, в гебраистической историографии принято называть праведниками.