0
1394

12.01.2006 00:00:00

Кипяток не для чайников

Тэги: улицкая, толстая, донцова, писатель


Талантливая, плодовитая, читаемая и даже экранизируемая Людмила Улицкая могла бы претендовать на звание "народной" писательницы, если бы не одно "но" - ей самой это не нужно.

Улицкая не любит "простых людей". Причем не любит не просто так, а с умыслом. Помните, в романе "Казус Кукоцкого" есть такой персонаж - дворницкая дочь Тома? Она асексуальна, неумна, неопрятна и душевно несимпатична. К тому же у нее нет потомства - сиречь "исторической перспективы". А у кого оно есть? Это любопытно... В конце романа, когда у наследницы клана Кукоцких Жени рождается "потомство" - чьим оно оказывается? Живущего в Америке эмигранта Гольдберга, сетующего, что "Пашка не дожил". Кстати, Женя - тоже его внучка. Так что это Гольдберги "продолжаются", а от "Пашки" остается только пришедшая в мерзостное запустение квартира с медной табличкой, оккупированная вконец обыдлевшей (даже пахнет от нее неприятно) дворницкой дочкой. Досадно, что в таком хорошем месте живет такое нехорошее население! Такой "неэффективный собственник"...

Вы как хотите, а я здесь вижу метафору.

Заметим, что вызывающая читательское отвращение Тома как бы совершенно не вызывает отвращения у автора - Улицкая не опускается до тенденциозной карикатуры. Нет, она прорисовывает этот образ "объективно", даже с толикой сострадания. Она даже по-своему "любит" этого персонажа, как "любит" описанная в романе лаборантка института неврологии новорожденных крысят, которым отрезает ножницами головки, чтобы делать препараты мозга: "У-у-у, крыски мои"... В этом и состоит мастерство - заставить читателя сделать нужный вывод самостоятельно.

Возьмем еще один пример. В повести Улицкой "Искусство жить" есть два зеркально симметричных персонажа: еврейка Лиля, впавшая в православие, и русская Галя, ударившаяся в иудаизм. Лиля прописана тщательнее, больше места занимает в сюжетной и смысловой структуре, однако ее наивная условно православная интерпретация решающего события походя отвергается главной героиней, которая является в повести "точкой фокализации", то есть определяет читательскую позицию. Галя - персонаж скорее служебный, однако именно через нее в финале звучит молитва из Торы, под которую главная героиня возвращается к жизни. Читатель выныривает из текста в слезах очищения и с еврейской молитвой в сердце. Возможно, все молитвы одинаковы - но недаром же в повести уточняется, что эта молитва - еврейская?..

Политически корректные читатели обязаны упрекнуть меня в том, что я впадаю в адище антисемитизма и пытаюсь ловить блох там, где их нет. Дескать, Улицкая - писательница не еврейская, а "просто писательница" и нечего тут "разжигать". Но я не говорю, что быть еврейской писательницей - преступление. Я лишь констатирую факт: Улицкая - назойливо и определенным образом акцентирует внимание читателя на "национальном вопросе".

Конечно, это еще не делает Улицкую "еврейской писательницей". Скорее она писательница "европейская" - с утлым (на русский взгляд) "европейским безумством": проблема семьи, проблема быта, проблема пола. Именно через эту призму в "Казусе Кукоцкого" выражается отношение к истории. Семья, быт, деторождение, адюльтер - в общем, "личная жизнь" - именно через эти очки Улицкая смотрит на мир. "Мужской мир" - это как раз то, что происходит сейчас в России - азарт, смертоубийство, дикий капитализм, "эх, однова живем" и так далее. А европейский рассудочный и политкорректный мир - женский.

Пример писательницы с "русским безумием" - Татьяна Толстая. Женщина, безразличная к феминистическому дискурсу, не испытывающая ревности к миру за то, что он "мужской" - это очень русский случай "безумства женщины". Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет... Толстая не выказывает снисходительности к мужчинам, которые суть "глупые жестокие дети". Зато именно этой снисходительностью - иногда сочувственной, иногда ироничной - сочится творчество Улицкой и ее ближайшей предшественницы - Виктории Токаревой. Кстати, поэтому Токарева и Улицкая более популярны - покупательницы книг принимают их за авторов "женских романов". Толстая же интересуется мужчинами так же, как ее однофамилец граф Лев Николаевич интересовался женщинами - профессионально, как писатель, а не как "заложник гендера".

Кроме того, и обращается Толстая со своими героями "по-мужски" - не жалеет их, ломает через колено, растирает в порошок... Улицкая же своих - щадит. У нее мораль - "все ладно, все будем живы", а у Толстой мораль - "никто не спасется". Апокалиптическая мораль, совсем чуть-чуть не дотягивающая до православной.

Кроме этого "чуть-чуть" сделаться писательницей "национального масштаба" Толстой мешают целых два "но" - во-первых, она ничего не пишет: даже вышедший давным-давно публицистический роман "Кысь" уже не считается - настоящая Толстая осталась "на золотом крыльце". Во-вторых, она так же, как и Улицкая, не любит простых людей. И даже посвятила себя этой нелюбви целиком, променяв писательство на телевизионное поприще.

Улицкая и Толстая - писательницы хорошие, но культурно и сословно ограниченные. А вершителем истории - в том числе и литературной - в России по-прежнему остается народ.

Кстати, у "простых людей", именуемых на компьютерном жаргоне "чайниками", тоже есть своя "сословная литература". Например, Дарья Донцова. Или Матвей Комаров, автор книги про "Милорда глупого", на популярность которой сетовал в своей поэме Некрасов. Так что "простые люди" без "национальных писателей" обойдутся. А вот "национальные писатели" без них - нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
694
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
779
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
472
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
572

Другие новости