Наталья Михайлова. Поэма Василия Львовича Пушкина "Опасный сосед": Очерки о дяде и лемяннике, Буянове и Онегине, "Арзамасе" и "Беседе" et cetera. - М.: ЛУЧ, 2005, 304 с.
Поэма "Опасный сосед" - 153 строки александрийского стиха парной рифмовки - вышла из-под пера поэта в 1811 году и расходилась, что называется, в списках: по тому времени содержание ее было чересчур фривольное. Никаких серьезных прорывов в форме поэма не обнаруживала - всевозможные послания, элегии, эклоги, оды примерно в таком же стиле тогда сочинялись и печатались в неимоверных количествах; несмотря на усилия Карамзина, на русском литературном дворе все еще стояло осьмнадцатое столетие. Перемены были близки. Их суждено было подготовить и совершить не кому-нибудь, но 12-летнему племяннику Василия Львовича, которого дядюшка как раз летом того года сподобился лично отвезти в Петербург для поступления в новооткрывшийся Лицей.
Василий Львович Пушкин (1766-1830) - "вечный дядя" русской литературы. Создается впечатление, что кабы не племянник, быть бы Василию Львовичу безвестну. Отчасти это так, но лишь отчасти. Филолог Наталья Михайлова создала портрет скорее человеческий, чем литературный, хотя вне литературы Василий Львович немыслим - это была его природная среда.
Пушкин-дядя не сыграл в истории русской словесности слишком уж заметную роль. Как лирический поэт и баснописец - скорее талантливый дилетант. Как мыслитель - всерьез говорить не стоит, хотя живым и острым житейским умом обладал (при этом временами впадал в поразительную для взрослого человека наивность). Среди тогдашних литературных "партий" он - безусловный, преданный и убежденный карамзинист. А главным его талантом была человеческая органика - щегольство, подвиги на поприще дамского угодничества, остроумие, искусство собеседника, доброта и ровная веселость характера.
"Опасный сосед" - чуть ли не единственное сочинение Василия Львовича Пушкина, ставшее сенсацией и обретшее громкую славу. Нормальная, соответствовавшая манере века добротность текста сочетается в поэме с неожиданно свободным отношением к рискованному сюжету (походу двоих русских джентльменов в бордель), анекдотически-водевильное развитие действия - с полемическим задором и "эксплуатацией культурного кода" (драка в борделе идет с применением тяжелых томов тогдашних популярных книг), а общая фривольная тональность совершенно неожиданно оказывается (как показало будущее) частичным протографом стиля отдельных эпизодов "Евгения Онегина". Так что был прав А.С., когда назвал В.Л. "моим Парнасским отцом".
Характерно, что Пушкин-племянник, находясь в сложных отношениях с родительской семьей, заметно выделял Пушкина-дядю. Нервические припадки и жестокий характер матери; холодный, до мозга костей офранцуженный вздорный отец, не занимавшийся воспитанием детей и весьма от них далекий - все контрастировало с живым и подвижным дядюшкиным взглядом на жизнь. Именно к Василию Львовичу, а не в гостиницу и не к друзьям после десятилетней разлуки отправился Александр Сергеевич прямо с известной царской аудиенции в Чудовом монастыре 8 сентября 1826 года - Василий Львович всегда предпочитал жить в Москве, не сообразуя это желание с карьерными и литературными выгодами.
"Бедный дядя Василий! знаешь ли его последние слова? приезжаю к нему, нахожу его в забытьи, очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: как скучны статьи Катенина! И более ни слова. Каково? вот что значит умереть честным воином┘" Это строки из письма Пушкина к Плетневу, написанного в Болдине 9 сентября 1830 года, вскоре после кончины Василия Львовича, последовавшей в Москве 20 августа того же года.
Наталья Михайлова пишет: "Творца "Опасного соседа", достойного стихотворца и доброго человека, на кладбище Донского монастыря пришла хоронить вся литературная Москва: здесь были И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, М.П. Погодин, Н.А. Полевой, К.А. Полевой, П.И. Шаликов. А.С. Пушкин нес гроб с телом дяди".
Деталь частной жизни. Деталь маленькая. Может быть, даже сентиментальная. Но вспомним, каково это по тем временам - приехать за 700 верст проститься с умирающим┘